Алексеева Ольга Олеговна
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — основа формирования правильного произношения звуков речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
“Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного произношения звуков речи”
Алексеева О. О., учитель-логопед д/с № 80
Четкость речи ребенка напрямую зависит от состояния органов артикуляции. Для правильного звукопроизношения необходимы сильные, упругие и подвижные органы речевого аппарата - язык и губы. Для того, чтобы подготовить эти органы к постановке правильного уклада какого-либо звука речи необходимо прежде всего сконцентрироваться на выполнении артикуляционной гимнастики.
Публикация «Консультация для родителей „Артикуляционная гимнастика — основа формирования правильного произношения звуков речи“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования правильного произношения звуков речи. В связи с этим, для облегчения процесса формирования правильного артикуляционного уклада необходимо ежедневно выполнять ряд специальных упражнений, которые способствуют развитию и укреплению мышц речевого аппарата.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков речи.
Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях
1. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно. Желательно в одно и то же время.
2. Помните о том, что проводить артикуляционную гимнастику необходимо сидя перед зеркалом. Ребенок должен видеть работу органов речевого аппарата.
3. В ходе проведения артикуляционной гимнастики следите за правильностью посадки ребенка. Ребенок должен сидеть перед зеркалом с ровной спиной и прямым положением головы. Нельзя запрокидывать или наклонять голову.
4. Помните о том, что все упражнения выполняются ребенком в спокойном состоянии, без излишнего мышечного напряжения.
5. Каждое упражнение выполняется ребенком по 3 раза. Не забывайте делать паузы между повторением упражнений. Во время пауз напоминайте ребенку о том, что ему нужно проглотить накопившуюся слюну.
6. Следите за тем, чтобы ребенок не задерживал дыхание во время выполнения артикуляционных упражнений. В период заложенности носа выполнение артикуляционной гимнастики запрещено!
7. Артикуляционную гимнастику необходимо проводить в игровой форме. Можно “приглашать в гости” сказочных героев-помощников, которые будут подбадривать ребенка в ходе выполнения упражнений. Например, перед выполнением упражнения “Лошадка” можно поставить на стол игрушечную лошадь.
8. В ходе выполнения ребенком артикуляционных упражнений проговаривайте короткие тематические стихотворения.
Система упражнений, способствующих формированию правильного артикуляционного уклада и развитию артикуляционной моторики, должна включать в себя как статические, так и динамические элементы. Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнений для губ.
Статические упражнения для губ
1. “Улыбка лягушки”. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. “Хоботок”. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Удерживание положения под счет. Протяжно произнести гласный звук [у].
3. “Заборчик”. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. “Бублик”. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
Динамические упражнения для губ
1. “Покусывание губ”. Сначала покусываем верхнюю, а затем нижнюю губу. начала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. “Улыбка лягушки - Хоботок”. Чередование положений. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбке.
3. “Рыбки разговаривают”. Хлопать губами друг о друга (произносится согласный звук [п]).
4. “Недовольная лошадка”. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
Далее необходимо перейти к выполнению упражнений для языка.
Статические упражнения для языка
1. “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
2. “Чашечка”. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
3. “Иголочка”. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
4. “Горка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка языка поднята вверх.
5. “Трубочка”. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Динамические упражнения для языка.
1. “Часики”. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянемся к уголкам рта. Упражнение выполняется ребенком под счет взрослого.
2. “Качели”. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
3. “Лошадка”. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
4. “Кисточка”. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем по мягкому нёбу.
5. “Вкусное варенье”. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и спрятать язык в рот. Повторить упражнение несколько раз. Затем узким языком облизать верхнюю и нижнюю губу по часовой и против часовой стрелки.
Список литературы:
1. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии. – М., 1989.
2. Фомичёва, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.