Ольга Сергеевна Гирина
Консультация для родителей «Актуальность экологического воспитания дошкольников»
Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу - значит охранять Родину.
М. М. Пришвин
Человек и природа тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для общества ресурсов. Природа и её ресурсы – основа жизни и развития человеческого общества.
Публикация «Консультация для родителей „Актуальность экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В эпоху научно-технического прогресса усилилось пагубное воздействие на природу хозяйственной деятельности человека. Обострение экологической проблемы в мире диктует необходимость работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Мир природы удивителен и прекрасен, однако, не все способны видеть эту красоту. Многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… Умение смотреть и видеть, слушать и слышать не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение, а также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Грамотно организованная работа по экологическому воспитанию дошкольников обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому.
Нет более благоприятного возраста для решения задач экологического воспитания, чем дошкольный. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть внимательным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
Вопросы экологического воспитания детей необходимо рассматривать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников или решающих различные вопросы дошкольного воспитания. С учетом сказанного, экологическое воспитание детей может иметь благополучный результат, если деятельность педагогов и поведение родителей будут осуществляться с позиции осознания всей значимости проблемы, если мысли и чувства взрослых людей будут искренне устремлены на сохранение природы, а их поступки и поведение создадут соответствующую атмосферу в дошкольном учреждении и в семье. Для этого очень важно достижение единства в методах воспитания детей в ДОУ и в семье. При таком условии не заставит себя долго ждать появление интереса и любви детей к природе, бережное и заботливое отношение к ней.