Татьяна Щеплыгина
Консультация для воспитателей «Адаптация ребёнка без слёз»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Адаптация ребёнка без слёз»
«Приёмы, облегчающие адаптацию детей к детскому саду»
Подготовила: воспитатель 1 категории
Щеплыгина Т. А.
Уважаемые педагоги, рассмотрим с вами следующие вопросы:
• Адаптация, что это такое?
• Виды адаптации
Публикация «Консультация для воспитателей „Адаптация ребёнка без слёз“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
• Приемы, облегчающие адаптацию
• Признаки того, что ребенок адаптировался.
Адаптация, что это такое?
Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке.
В детском саду ребенку нужно привыкнуть:
• К новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться;
• К новой обстановке, помещениям, мебели, игрушкам;
• Обществу своих сверстников;
• Новой пище и условиям еды;
• Новой обстановке для сна;
• К новому режиму
На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:
1. Возраст ребёнка;
2. Состояние здоровья;
3. Уровень развития навыков самообслуживания;
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
5. Сформированность предметной и игровой деятельности;
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;
7. Готовность родителей к пребыванию ребенка в дошкольном учреждении;
8. Шумовой фон в группе детского сада;
9. Стабильность воспитательного состава.
Виды адаптации.
Легкая адаптация
Поведение - нормализуется в течение 1 недели.
Аппетит - снижается, к концу первой недели восстанавливается.
Сон - восстанавливается в течение 2 недель.
Адаптация проходит в течение 1 месяца.
Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.
Средняя адаптация
Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.
Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков.
Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев.
Сон - восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней.
Адаптация проходит в течение 1,5 -2 месяцев.
Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.
Тяжелая адаптация
Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен.
Аппетит - длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).
Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается, отказ от сна.
Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней.
Адаптация длится от 2 до 6 месяцев.
Необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел как можно мягче. Успешная адаптация зависит от многих факторов (их мы уже рассмотрели, а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада.
Адаптация ребенка контролируется с помощью "Листа адаптации", где отмечаются эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.
N Ф. И. ребенка Дата
поступления 1
день 2
день 3
день 4
день 5
день 9
день 16
день 32
день 64
день 92
день
Хорошее Нормальное Плохое (настроение, самочувствие)
Также можно провести анкетирование родителей чтобы лучше узнать ребёнка
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас, принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.
• Ребенок: Ф. И___
Дата рождения___ Домашний адрес, телефон___
• Мать: Ф. И. О___
Год рождения___
Образование, специальность, место работы___
___
• Отец: Ф. И. О___
Год рождения___
Образование, специальность, место работы___
___
• Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)___
___
• Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними___
___
• К кому из членов семьи ребенок больше привязан___
• Была ли патология беременности, родов (какая)___
___
• Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес___
___
• Основные виды занятий и игр дома___
___
• Какие игрушки любит, кто их убирает___
___
• Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть) :
o с детьми своего возраста – да – нет;
o с детьми старшего возраста – да – нет;
o с незнакомыми взрослыми – да – нет;
o с родными – да – нет.
• Каким Вы считаете своего ребенка (нужное подчеркнуть) : спокойным, малоэмоциональным, очень эмоциональным.
• Что умеет делать ребенок самостоятельно___
___
• Выполнение, каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть) : подъем, умывание кормление, укладывание спать, другое (допишите) ___
• Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть) : хороший, ест все, плохо и мало, в зависимости от того, что в тарелке.
• Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть) : он ест сам; сначала ест сам, а потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем, не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.
• Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть) : быстро, медленно, сам, с ним рядом сидит кто-то из взрослых, иногда мочится во сне, раздевается перед сном сам, одевается после сна сам, его одевают и раздевают взрослые.
Спасибо.
Первоначально для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания.
Кроме того, облегчить малышу привыкание помогут некоторые несложные приемы.
Например, приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.
Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку.
Известно, что в стрессовой ситуации дети нередко засовывают себе пальцы в рот. Такое переключение на древнюю пищевую реакцию затормаживает ранее возникшие отрицательные эмоции.
Чтобы предотвратить возникновение вредной привычки, но при этом помочь ему снять эмоциональное напряжение, можно ставить на видном месте воду и блюдо с сухариками, сушками и печеньем.
Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора, играть резиновыми игрушками-пищалками, упражнения для кистей рук и пальчиковые гимнастики.
Например, воспитатель рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого!
Ритмично покачивают ладонями.
Делают взмахи перекрещенными кистями рук.
Машут кистями рук на себя.
Ритмично хлопают в ладоши.
Грозят указательным пальцем.
Полезны в использовании массажные мячики. Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На ладони взрослого появляется необычный шарик. Воспитатель вместе с детьми внимательно рассматривают его. Оказывается, что он похож на ёжика. Взрослый аккуратно кладет шарик на ладонь ребенка, прокатывает «ёжика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаясь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия можно сопровождать стихами:
Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ёжик,
Ищет ягодки-грибочки
Для сыночка и для дочки.
Самомассаж кисти рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим ещё и обще-оздоровительный эффект.
Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха.
- Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки.
Обучая этому дыхательному упражнению, воспитатель может попросить детей широко открыть рот и длительно произносить звук «А».
- Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.
Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.
На начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У».
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок – это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает. А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.
Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.
Воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на коленях дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.
Адаптационный период считается законченным, если:
• Ребенок ест с аппетитом;
• Быстро засыпает, вовремя просыпается;
• Эмоционально общается с окружающими.
• Играет.