Клеймёнова Светлана Викторовна
Консультация для воспитателей «Утренник без нервного напряжения»
▼ Скачать + Заказать документы
Утренник – это сложная работа, которая требует значительной подготовки, как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей. Но некоторые воспитатели игнорируют своё участие в музыкальных занятиях, считая их работой только музыкальных руководителей, а утренник дополнительной нагрузкой к своей «основной» работе. Они не проявляют интереса к теме предстоящего утренника, к материалу, который на нём используется, стараются свести своё участие в утреннике к минимуму, а некоторые педагоги и вовсе остаются в стороне.
Публикация «Консультация для воспитателей „Утренник без нервного напряжения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Воспитатель должен готовиться к утреннику точно так же, как и дети – только тогда он сможет прочувствовать и понять те сложности, с которыми они сталкиваются на утреннике. А сложностей много. Не раз приходилось видеть, как даже опытные воспитатели в процессе разучивания танца допускают те же ошибки, что и дети (а порой у детей получается лучше). Только на себе можно понять все тонкости и сложности перестроений в танце, интонирования при пении, исполнения партий в оркестре.
Утренник – не только долгожданный праздник, но и потрясение для детей. Особенно это касается детей, которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник: им свойственны растерянность, непонимание происходящего и того, что им надо делать. Оставлять таких детей без доброго и внимательного взрослого помощника и наставника недопустимо!
Задачи, стоящие на утреннике перед каждым ребё нком следующие:
1. Музыкально-исполнительские: слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, вовремя перестраиваться и поворачиваться в нужную сторону, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и др.
2. Сценически-организационные: как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить и др.
3. Речевые: как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации и др.
4. Коммуникативные: что делать, если заняли «твой» стул, что делать во время выступления других детей; что делать, если тебя обидели, если воспитатель надел на тебя не ту шапочку; как выразить свое возмущение, как быть внимательным и вежливым к товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника.
5. Личностно-оценочные: что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео – ужас!
Воспитатель должен не только знать все сложности каждого ребенка, но и обязан решать на утреннике свои, «взрослые» задачи.
Задачи воспитателя при проведении утренника :
Музыкально-исполнительские: знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение, танцах (перестроения, оркестре (неточный ритм у некоторых детей, распределение инструментов); использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре).
Организационные: уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию «на сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.
Эмоционально-речевые: создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника – этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с использованием повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», «сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») – это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.
Коммуникативные: общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребёнком – умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных оценок.
Надо признать, что проведение утренника – переживание ещё и для взрослого, особенно для того, кто два предшествующих месяца подготовки был пассивен на музыкальных занятиях и не обладает навыками выступлений перед зрителями.
Наша задача – избежать страха и волнений!
Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.
1-й этап: «воспитатель как ребёнок». Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра.
Цель – понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, успеть во время оказать им помощь на утреннике.
2-й этап: «воспитатель как ведущий». Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит построениями-перестроениями, т. е. готовит себя и детей к проведению утренника.
Цель – понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы.
3-й этап: «воспитатель как актёр» (за неделю до утренника). Музыкальный руководитель может давать новый, не связанный с проведением утренника репертуар (чтобы праздничный репертуар не надоел детям, работая больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами.
Цель – работа над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.
Если на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда утренник пройдет без нервного напряжения, как для детей, так и для воспитателей и, конечно же, для музыкального руководителя.
Подготовила (по материалам интернет - ресурсов) :
Музыкальный руководитель
Клеймёнова Светлана Викторовна