Сыресина Ольга Викторовна
Консультация для воспитателей «Адаптация ребёнка к условиям дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Адаптация ребёнка к условиям дошкольного учреждения»
С поступлением ребенка 3-х- 4-х лет в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
Что такое адаптация? Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.
Для успешной адаптации детей воспитателям следует учитывать потребность ребёнка в общении. Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения.
Первая группа - это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев.
Вторая группа - это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10-20 дней.
Третья группа - дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3-10 дней.
На процесс адаптации ребенка так же влияют:
достигнутый уровень психического и физического развития,
состояние здоровья,
степень закаленности,
сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,
личностные особенности самого ребёнка, уровень тревожности и личностные особенности родителей.
Формы адаптации :
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме и проявляется на психоэмоциональном уровне у ребенка. Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом уровне, учёными специально разработан и уточнён целый ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организованному коллективу, и создан эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в дошкольное учреждение.
Эмоциональный портрет ребёнка включает следующие показатели:
Отрицательные эмоции.
Страх - обычный спутник отрицательных эмоций, их «сослуживец», «компаньон» и «друг». Ребёнок боится, что родители предали его, что не придут за ним вечером, чтобы забрать домой.
Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент ребёнок, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту.
Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их.
Социальные контакты. Как только малыш сумеет наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка.
Познавательная деятельность - обычно верный «друг» всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций.
Социальные навыки. Под прессом стресса ребёнок обычно изменяется настолько, что может «растерять» почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.
Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре лишь употребляя младенческие или облегченные слова.
Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.
Сон.
Аппетит.
Необходимо также знать, что у ребенка во время адаптационного процесса внезапно, без каких-то видимых причин, возможно кратковременное повышение температуры. Это лишний раз подчеркивает тяжесть адаптационного периода.
Врачи и психологи различают 3 степени адаптации : легкую, среднюю и тяжелую. Критерии степени адаптации :
- эмоциональное состояние малыша;
- его отношение со сверстниками;
- отношения со взрослыми;
- сон и аппетит;
- частота и длительность острых заболеваний.
При легкой адаптации : все показатели нормализуются как правило к 3-4 неделям. При средней степени адаптации - к 5-6 неделям. При тяжелой адаптации - от 2-6 мес. и более.
Адаптация определяется следующими факторами:
1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой сон и аппетит дети, хуже справляются с трудностями адаптированного периода, у них возникают стрессовые состояния и как следствие они часто болеют.
2. Возраст ребенка на момент поступления в дошкольное учреждение.
3. Организация работы в адаптационный период детей младшего возраста.
В современной педагогике организация работы в адаптационный период рассматривается комплексно. В нее включается работа с родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды, организованная работа медперсонала, администрации, воспитателей. Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в группу сверстников, создавать для него особый эмоциональный климат.
Условия успешной адаптации :
Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и дошкольном учреждении. Единые требования родителей и педагогов, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, правильная организация самостоятельной деятельности и игр - занятий создают здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Содержание, цели и формы взаимодействия с семьёй находятся в зависимости от склонностей и интересов семьи и ребёнка и определяются характером участников взаимодействия. Сотрудничество предполагает:
- психологическую адаптацию родителей к дошкольному учреждению, установление контакта родителей с педагогами дошкольного учреждения;
- презентацию программы воспитания и обучения, раскрытие содержания, форм, способов работы с ребёнком данного возраста;
- роль родителей в процессе коррекции, обучения и воспитания, подчёркивание их значимости в данном процессе;
- изучение психологической атмосферы в семье, выявление причин, которые могут вызвать сложности при адаптации ребёнка;
- изучение интересов семьи;
- выяснение состояния здоровья малыша, изучение особенностей его развития;
- помощь родителям в понимании своего малыша;
- формирование коллектива родителей с учётом возраста их детей;
к- оррекционную работу.
Большое значение имеет контакт родителей с воспитателями. Родители должны рассказать воспитателю об особенностях развития ребенка, о вредных привычках, о его сне, аппетите, любимом кушанье, любимой игрушке и т. д. Воспитатель ребенка детского сада должен стать другом и советчиком в семье.
В период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним и дома и в детском саду. Дети зачастую трудно адаптируются к новым микро социальным условиям. В этой работе выделяются следующие направления:
подготовка детей к поступлению в детский сад и прогнозирование адаптации к нему;
организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.
Обязательным этапом подготовки ребенка является обучение родителей. В дошкольном учреждении оформляется информационный стенд для родителей со сведениями о том, какие документы нужны для поступления; желательна организация консультаций врачей, психологов и педагогов этих учреждений по фиксированным дням.
Возможна организация родительских конференций по темам «Подготовка детей к поступлению в детский сад», «Особенности течения адаптации к детскому саду и профилактика нарушений здоровья в это период», оформление памяток, сайтов. Следует подчеркнуть необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук и умывание).
Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, посещение групповых занятий, участие в детских коллективных мероприятиях. В течение периода адаптации воспитатель ведет тщательный контроль за поведением ребенка. Этому помогает ведение листа адаптации.
Основными объективными показателями окончания периода адаптации являются глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение ребенка, соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела. Нормализация всех показателей является сигналом к переводу ребенка на физиологический возрастной режим. При этом еще в течение недели следует обеспечить ребенку более пристальное наблюдение, так как перевод его на обычный режим иногда может вызывать резкое ухудшение эмоционального тонуса.
Таким образом, организация работы в адаптационный период с детьми предполагает комплекс мер: мероприятия по подготовке детского сада к приёму новых детей; организационная работа администрации, воспитателей, помощников воспитателей; работа медперсонала; работа с семьёй. Работа должна проводиться планово, организованно, при полном взаимодействии всех вышеперечисленных людей.
Признаки влияющие на затруднения адаптации.
Научными исследованиями установлены возможные прогностические признаки затруднения адаптации :
- частые (более 4 раз в году) простудные заболевания;
- неудовлетворительная адаптация к яслям;
- злоупотребление родителей алкоголем;
- конфликтные отношения между родителями;
- неправильное домашнее воспитание;
- отсутствие или задержка освоения ролевых игр и навыков самообслуживания;
мужской пол ребенка;
- низкий культурный и образовательный уровень семьи;
- осложнения в родах;
- масса тела при рождении менее 2500 г;
- отклонения в физическом и психическом развитии.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Бабенко А. Помочь ребёнку [ адаптироваться в детском саду] // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - с. 32-34
2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник : обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.
3. Брэдвей Л., Хил Б. А. Ребёнок от 3 до 7 лет. - М. : ЮНВЕС,1997. - 160с. 4. Ватутина Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение,1983. - 80с.
4. Видра Д. Детский сад с точки зрения психоанализа // Дошкольное воспитание. - 2004. - №4. - с. 58-64
5. Галанов А. С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. - М. : Школьная Пресса,2002. -120с.
6. Григорян М. В детский сад [как нужно готовить ребёнка к детскому саду] // Работница. - 2007. - №8. - с. 20-24
7. Евдокимова Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания // Дошкольноевоспитание. - 2008. - №11. - с. 47-49
8. Елагина М. Роль оценки взрослого в развитии детей // Дошкольное воспитание. - 1988. - №9. - с. 71-76
9. Калинина Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - с. 2-9
10. Левко А. И. Детство как социально - педагогическая проблема // Феномен детства: социально - педагогические и медико – психологические проблемы: Материалы международной конференции. -
Брест,2004. - с. 121-125
11. Литвинова М. Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-го года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. - М. : Линка-Пресс,2005. - 245с.
12. Марач И. Влияние привязанности ребёнка к матери на его адаптацию к детскому саду // Феномен детства: социально - педагогические и медико - психологические проблемы: Материалы международной конференции. - Брест,2004. - с. 284-286
13. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М. : Тривола, 1996.24. Павлова Л. Второй год жизни: Мамина школа // Дошкольное воспитание. - 2004. - №8. - с. 104-110
14. Павлова Л. Раннее детство: у истоков развития личности // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11. - с. 94-96
15. Проблемы дошкольной игры : психолого-педагогический аспект/ Н. Н. Поддьяковой, Н. Я. Лихаленко. - М. : Просвещение,1987. - 320с.
16. Тренинг развития личности дошкольника : занятия, игры, упражнения. - СПб: Речь,2002. - 306с.