Наталия Данилюк
Консультация для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. «Адаптация ребенка к условиям детского сада»
Слайд 2. Актуальность.
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ детей к условиям ДОУ не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в детский сад, достаточно многочисленны. Но наблюдение за детьми показывает, что проблема адаптации сейчас стоит столь же остро, как и прежде.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация ребенка к условиям детского сада“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
ГЛАВНОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, провоцирующее стресс у ребенка, - это отрыв от матери и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужим, незнакомым взрослым. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, её присутствие укрепляло его позицию, создавало психологический комфорт, психологическую безопасность.
СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ и то, что у ребенка в этом возрасте потребность в общении со сверстниками только начинает формироваться. Из-за неумения договориться и несформированности навыков совместной игры часто возникают конфликты. В итоге первые дни пребывания в детском саду оставляют негативное впечатление и, как результат, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.
Слайд 3. Что такое адаптация?
Адаптация – привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке.
Слайд 4. Критерии успешной адаптации
1. Внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность
2. Внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды
Слайд 5. Физиологический уровень адаптации (надо привыкнуть) :
• К новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды)
• Необходимости самоограничений
• Невозможности уединения
• Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам
Слайд 6. Психологический уровень адаптации (предстоит привыкнуть) :
• К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы)
• Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами
• Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать
• Необходимости отстаивать свое личное пространство
Слайд 7. Факторы, от которых зависит течение адаптации :
1. возраст ребенка
2. состояние здоровья
3. уровень развития
4. умение общаться со сверстниками
5. сформированность предметной и игровой деятельности
6. приближенность домашнего режима к режиму ДОУ
Слайд 8. 4 степени тяжести адаптации :
1. Легкая адаптация : к 20 – му дню пребывания в ДОУ
2. Адаптация средней тяжести : 1-2 месяца
3. Тяжелая адаптация : от 2-6 месяцев
4. Сверхтяжелая адаптация : около полгода и более.
Слайд 9. Три фазы адаптационного процесса
• I. Острая или период дезадаптации
• II. Подострая, собственно адаптация
• III. Фаза компенсации, Период адаптированности
Слайд 10.
1. Острая фаза или период дезадаптации - колебания в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, нарушению сна, снижение аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 месяц).
Слайд 11.
2. Подострая фаза (собственно адаптация) - характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длиться 3-5 мес.)
Слайд 12.
3. Фаза компенсации (период адаптированности) - характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше отставание в развитии, начинают вести себя спокойнее.
Слайд 13. Негативные сдвиги
В физиологическом и психологическом плане: повышение температуры и давления, уменьшение веса, временная остановка роста, снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний, увеличение нервозности, ухудшение сна, падение уровня речевой активности, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.
В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).
Слайд 14. Кому адаптироваться легче?
- Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее. За несколько месяцев до этого события (это заключается в том, родители читали сказочные истории про детский сад, гуляли возле сада)
- Детям, физически здоровым, т. е. не имеющих хронических заболеваний (в этот период все силы ребёнка напряжены, и можно направить на привыкания к саду, не тратя время на борьбу с болезнью)
- Детям, имеющим навыки самостоятельности (не надо тратить силы ребёнка ещё и на обучения всему необходимому)
- Детям, чей режим близок к режиму сада (это режим дня, сон, питание)
- Детям, чей рацион питания приближен к саду.
Слайд 15. Как расстаться утром без слез:
- И дома и в саду говорите с малышом уверенно. Спокойно.
- Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.
- Обязательно скажите, что вы придёте и обозначьте когда.
- У вас должен свой ритуал прощания, после чего вы уходите уверенно.
Слайд 16. Советы для родителей
В период адаптации не отучайте малыша от вредных привычек – так вы осложните привыкание.
Покупайте вещи для детского сада вместе с ребенком.
Отвечайте на все вопросы ребенка о детском саде.
Будьте спокойны и вежливы с ребенком и сотрудниками детского сада – ваше настроение передается малышу!
Выработайте единые требования к поведению ребенка с воспитателями – это облегчит ему привыкание к новым условиям.
Слайд 17. Советы родителям
Частые ошибки:
Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Плаксивость – это нормальное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.
Обвинение и наказание ребенка за слезы. От Вас требуется только терпение и помощь.
Пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего, вам нужно успокоиться. Это состояние передается детям.
Пониженное внимание к ребенку. Рекомендуется, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни.
Слайд 18. ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ :
хороший аппетит;
спокойный сон;
охотное общение с другими детьми;
адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
нормальное эмоциональное состояние.
Слайд 19. Советы родителям :
Помните всегда:
От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка.
Никогда не говорите фразы типа: «Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут».
По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день.
Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка!