Света Денисова
Консультация для родителей детей с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
10 заповедей для родителей
1. Живите заботами сегодняшнего дня и старайтесь оставаться оптимистами. Нельзя сделать будущее или настоящее таким, как хочется. Этого не может никто. Хотя некоторые и полагают, что это им по силам.
2. Не бойтесь переоценить способности ребенка. Дайте ему возможность развиваться, поощряйте и поддерживайте. Верьте в него!
3. Найдите людей (родственников, специалистов и т. п., которые поделятся с вами опытом, советами и поддержкой.
Публикация «Консультация для родителей детей с ограниченными возможностями» размещена в разделах
4. С раннего возраста обеспечьте ребенку возможность учиться и получать образование.
5. Не забывайте о супруге и других детях. Напоминайте им, что любите всех одинаково, хотя и вынуждены проводить больше времени с «проблемным» ребенком.
6. Слушайтесь только собственной совести. Тогда вам будет легко и с ребенком. Но вы не обязаны оправдываться перед друзьями и посторонними.
7. Будьте честны, не лицемерьте. Невозможно быть идеальным родителем 24 часа в сутки. Если тяжело, позвольте себе иногда рассердиться, позавидовать или быть несчастным.
8. Не требуйте от себя невозможного. Нельзя постоянно думать о том, что еще нужно сделать. Чаще думайте о том, чего уже удалось достичь.
9. Цените то, что имеете. Подумайте, что вы способны замечать маленькие чудеса, которые большинство людей воспринимают как данность.
10. Сохраняйте и проявляйте чувство юмора. Смех – лучшее лекарство от усталости и стресса.
Что такое ЗПР?
ЗПР – задержка психического развития. Задержка психического развития – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении темпов развития ребёнка. ЗПР относится разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии. Она может быть вызвана различными причинами: неблагоприятным течением беременности, патологией родов, социальными факторами, органическими поражениями центральной нервной системы.
Основные трудности, которые испытывают дети с ЗПР, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. У каждого отдельно взятого ребёнка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но можно выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.
Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально – волевой сферы – такому ребёнку очень трудно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Также наблюдаются нарушения внимания: оно неустойчиво, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребёнку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Память детей с ЗПР ограничена в объёме и непрочна.
ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, вязанными в первую очередь с темпом её развития. Другие особенности речевого развития могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: в одном случае это может быть лишь лёгкая задержка, в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно – логическое мышление.
При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного – отставания в развитии.
Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок c возрастом научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.
Воспитание в семье ребёнка с ЗПР – ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребёнка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растёт ребёнок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. В этой ситуации родителям важно понять, что их ребёнок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу – дефектологу и к врачу психоневрологу, как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.
С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребёнком в зоопарк, театр, на детские праздники, обсуждать увиденное, больше разговаривать с ним о его делах, проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще рассказывать ребёнку о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребёнка играть с игрушками и другими детьми.
Главное – родители должны оценить возможности ребёнка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный, а не думать, что взрослея, он сам всему научится.
Только совместная работа педагогов и семьи пойдёт ребёнку с задержкой психического развития на пользу и приведёт к положительным результатам.