олеся малиновская
Консультация для родителей «Конфликты в детском саду и пути их решения»
▼ Скачать
«Конфликты в детском саду и пути их решения»
Речь пойдет о взаимоотношениях детей с другими детьми и с воспитателями.
Проявления конфликтов в детском саду могут быть следующими:
- нежелание ребенка, что-либо делать, совершать определенные действия;
- желание обладать чем-то, например игрушкой, ведущее к конфликтной ситуации;
- внешнее непокорство режиму, просьбе, требованию;
- отказ от пищи или общения;
- проявление агрессии;
- демонстративная капризность;
Публикация «Консультация для родителей „Конфликты в детском саду и пути их решения“» размещена в разделах
- провоцирующее поведение детей со взрослыми или сверстниками и т. п.
Почвой для "повышенной конфликтности” во время возникновения конфликтных ситуаций может быть множество предпосылок, но и их также можно частично рассмотреть, среди них:
- особенности индивидуального психического и физического развития;
- особенности микроклимата в семье ребенка; - особенности детского мировоззрения;
- психологические барьеры и детские страхи;
- неумение (необученность) выполнять определенные действия, например, неумение, застегнуть пуговицу, пользоваться чашкой, мылом и др. ;
- физическое состояние детей; - недостаток терпения, толерантность и недостаток профессионализма у педагогов-воспитателей.
Способы и средства разрешения конфликтов в детском саду могут быть следующим:
необходим анализ педагогом-воспитателем индивидуальных навыков, умений и индивидуального развития каждого ребенка на общем фоне группы.
Например, очень часто отсутствие определенных навыков у ребенка, воспринимается воспитателями как непослушание, что может привести к предвзятому отношению. В зависимости от сложившейся конфликтной ситуации среди детей (например, если несколько детишек не поделили игрушку, следует предоставить возможность детям проявить решение конфликта в игровой форме или с использованием детского фольклора. Например, часто можно услышать дразнилку из детских уст, как способ относительно "мирного решения” сложившейся ситуации, вместо ее обострения.
Родителям следует уделять время и прилагать усилия для формирования открытого доброжелательно настроенного характера, чему способствуют совместные игры, чтение книг детям, совместная деятельность детей и взрослых. Детям в игровой форме следует моделировать возможные конфликтные ситуации и предлагать верные, с точки зрения морали и общечеловеческих ценностей, способы их решения.
Необходимо полноценное общение родителей и воспитателей, что не только способствует объективному решению конфликтов, но и предотвращает многочисленные конфликтные ситуации в будущем.
Верным способом решения многих конфликтов есть заинтересованность общей идеей и общение, когда причина или предмет конфликта становятся незначительны, воспитатель может продемонстрировать детям, преимущества их позитивного выбора, например, в сторону примирения или справедливости в рамках детского восприятия.
Совет: практически любой возникший конфликт можно решать эффективными психолого-педагогическими методами, но никогда не следует откладывать решение во времени.
Игры на снятие конфликтности у детей дошкольного возраста.
«Ссора»
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность.
Ход игры:
Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек.
Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?
Поссорились.
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала —
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
(А. Кузнецова)
Вопросы для обсуждения:
— Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);
— А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
— А что чувствуют те, кто ссорится?
— А можно обойтись без ссор?
— Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!»
(А. Кузнецова)
Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
Упражнение «возьми себя в руки»
Цель: умение сдерживать агрессию
Описание:
Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого –то стукнуть, что – то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою слиу6 обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».
«Рвакля»
Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.
Ход игры:
Для игры понадобятся ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину.