Валентина Сметанина
Консультация для родителей «Рука развивает мозг»
▼ Скачать + Заказать документы
«РУКА РАЗВИВАЕТ МОЗГ» “Рука развивает мозг”
«Рука — вышедший наружу мозг», — писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные и не осознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Чем старше становится ребенок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование психических процессов.
Публикация «Консультация для родителей „Рука развивает мозг“» размещена в разделах
Ученые установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.
Исследования М. Кольцовой показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Так, например, ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удается изолировать движения пальцев,- говорящие дети. Если напряженные пальчики сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не делают изолированных движений, то такие дети — неговорящие. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит еще и давление кончиков пальцев, а импульсы от них активизируют незрелые клетки коры головного мозга, “отвечающие” за формирование речи ребенка. Значит, пальцы “помогают” говорить. Поэтому нужна тренировка. Лучше всего – лепить из пластилина, складывать пирамидки, нанизывать кольца на палочки, продевать шнурок через дырочки, нанизывать пуговицы, бусинки, играть в конструктор, складывать мозаику, рисовать, вырезать плавно, не отрывая ножниц от бумаги. Одним из эффективных упражнений является продевание нитки в игольное ушко, а также шитье, вышивание, вязание, плетение. Особенно важно это для детей, у которых задержано развитие речевых функций. В процессе работы с различными материалами (ткань, бумага, картон, на занятиях рисованием и лепкой рука ребенка постепенно готовится к письму, требующему довольно тонких движений пальцев. Как показывает практика, дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в умении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно склеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей этого возраста не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом.
Слабое развитие двигательных навыков, в том числе и кистей рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учиться писать. Писать он будет медленнее других и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение к письму, и к учебным действиям вообще. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою неуспешность (могут отказываться от выполнения заданий, уходить с урока и т. д.) Слабое развитие двигательных навыков способно отрицательно повлиять и на общее самочувствие ребенка. Взаимоотношения со сверстниками часто осложняются неуверенностью в собственных силах. Учитель оценивает ученика с точки зрения его успехов в учебе и поведении. От того, как именно оцениваются школьные достижения ребенка, часто зависит отношение к нему и одноклассников, и родителей.
Существует масса упражнений, развивающих мелкую моторику пальцев рук: “Обведи похожий”, “Узнай кто я?”, “Только черточки”, ”Кто в домике живет?”, ”Лабиринты”, ”Дорожки”, ”Графический диктант”, ”Пальчиковые игры”, ”Игры со спичками”.
Взаимосвязь разных видов продуктивной деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование, ручной труд развивает не только мелкую моторику, но и формирует произвольность психических процессов. Ребенок учится следовать инструкциям, действовать по образцу, контролировать полученный результат, корректировать допущенные ошибки, как в процессе самой деятельности, так и по ее окончании. Во время конструктивной деятельности у детей развивается мотив сотрудничества с взрослым и с другими детьми. Ребенок учится ставить цель и удерживать ее на протяжении выполняемой деятельности. У ребенка совершенствуются способы работы с различными материалами и инструментами. Ребенок приобретает опыт управления своим поведением и своими психическими процессами. А это является одним из основных показателей готовности ребенка к школе.
Таким образом практика подтверждает выводы специалистов о том, насколько значимы занятия по конструированию, как положительно влияют они на развитие мелкой моторики рук, внимания, наблюдательности, памяти, оптико — пространственного восприятия, речи, мышления, на формирование коммуникативных умений. Приобретенные детьми конструктивные умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогут им успешно продолжить обучение в школе, наладить хорошие отношения в коллективе сверстников, приучат с пользой проводить свободное время.
КАРТОТЕКА ИГР
для развития мелкой моторики рук
Игры с пластилином и глиной.
Дети любят играть с пластилином и глиной. Это необычный материал, из него можно сделать все, что захочется. Игра с пластилином и глиной активизирует работу пальцев, развивает речь и воображение, память и образное мышление.
Из глины и пластилина можно:
cкатать самый маленькой шарик;
скатать самый большой шарик;
скатать короткую колбаску;
скатать длинную колбаску;
скатать высокий столбик;
скатать низкий столбик;
разделить столбик на две (три, четыре) равные части;
раскатать лепешку, “ попрыгать” на ней пальцами (кулачками и др.) – на что это стало похоже?;
скатать длинные “веревочки”, а из них сплести косички;
накатать много маленьких шариков (ниточек) из пластилина и, прикрепляя их на картон, создать картину только из одних шариков (ниточек);
создать какой – либо необычный образ, сильно сжав пластилин в кулаке;
вылепить героев любимой сказки, песенки и т. д. ;
вылепить свои ощущения (впечатления) от услышанной мелодии и т. д.
Игры с орехами и крупой.
Эти игры направлены на развитие тонких движений пальцев, а значит, и речи. Их можно использовать для занятий с одним ребенком, так и с группой детей.
Игры с орехами.
Лучше всего для игры подойдут грецкие орехи.
Их можно:
— вращать между ладонями (один или два);
— перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;
— вращать внутри одной ладони;
— удерживать поочередно между пальцами рук.
Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки.
Игры с крупой.
Для игры лучше использовать гречневую крупу, рис, пшено, горох и др.
Их можно:
— сортировать с открытыми глазами (игра “Золушка”);
— сортировать на ощупь;
— превращать в буквы, цифры, небольшие слова;
— использовать для изготовления картин, панно.
Ласковые игры для пальчиков.
— Выбрать на ощупь из 4-5 мягких игрушек, допустим только зайчика.
— Или найти с закрытыми глазами две одинаковые мягкие игрушки.
— Сравнить две мягкие игрушки на ощупь: чем похожи? Чем различаются?
— На ощупь (через ткань) определить содержимое мешочка ( в мешочке могут лежать легкоузнаваемые предметы: кубик, коробок, матрешка и др.).
— Найти одинаковые предметы в двух разных мешочках.
— При помощи палочки с закрытыми глазами “определить” предмет, стоящий на столе.
— На ощупь вдеть шнурки в игрушку – планшет.
— С закрытыми глазами выстроить по порядку матрешек.
Что еще могут пальчики?
— Показать восхищение (удивление, восторг и др.).
— Подозвать к себе.
— Пригрозить.
— Сказать: ”Здорово!”
— Приласкать.
— Сказать: “Стоп!”
— Сказать: “Победа!”