Анна Спивак
Консультация для родителей «Экскурсия как особая форма воспитания и обучения детей» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия как особая форма
старшего дошкольного возраста
Материал подготовлен
воспитателем старшей группы
МБДОУ № 12 Спивак А. В.
Со временем человечество накопило богатый опыт обучения и воспитания подрастающего поколения. Большую лепту в этот процесс внесли такие педагоги, как Я. А. Коменский, заложивший основы теории обучения, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт, К. Д. Ушинский, Д. Дьюи и многие другие.
Публикация «Консультация для родителей „Экскурсия как особая форма воспитания и обучения детей“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Все они пришли к выводу, что воспитание и обучение детей дошкольного возраста - целостный единый педагогический процесс, направленный на решение задач разностороннего развития ребенка. А экскурсии, прогулки дают возможность в естественной обстановке знакомить дошкольников с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Во время экскурсий дети начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.
Правильно организованная экскурсия укрепляет здоровье детей, совершенствует физическое развитие, развивает познавательные интересы, воспитывает устойчивое внимание, наблюдательность, формирует способность к анализу и синтезу, совершенствует все стороны речи
На основе расширения знаний об окружающем воспитываются патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине.
Для решения вышеперечисленных задач немаловажную роль играет выбор маршрута экскурсии. Это могут быть и культурные объекты (библиотека, театр, концертный зал, музей и др., и природные ландшафты (парк, сквер, река, канал и др., производственные заведения (ателье, мастерские) и т. д. Родители должны обеспечить непосредственное знакомство детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе, с видами сельскохозяйственного и другого труда, характерными для той местности, где они проживают. Учет краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке плана и содержания экскурсий обеспечивает наглядность, постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления создает благоприятные условия для развития познавательных интересов.
При планировании системы экскурсий нужно иметь в виду следующее:
- экскурсия должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, что диктуется особой ролью эмоционального фактора в пробуждении и развитии у детей любознательности, познавательных интересов;
- для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте или явлении проводятся повторные экскурсии. Повторные экскурсии раскрывают перед ребенком изменения, новые качества и свойства в том объекте, явлении, который он наблюдал на предыдущей экскурсии. Целесообразно намечать повторные экскурсии на тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;
- на каждой экскурсии образовательные и воспитательные задачи следует решать в единстве, поэтому нужно планировать объем знаний и умений; продумывать, какие чувства, отношения, нравственные качества, эстетические переживания будут активизированы.
В силу того, что не каждый родитель имеет педагогическое образование, целесообразно проконсультироваться с педагогами детского дошкольного учреждения, который посещает дошкольник. Здесь им будет обязательно оказана помощь, дана консультация относительно всех вопросов, которые могут возникнуть при организации экскурсии, прогулки.
Экскурсия имеет определенные структурные части, неразрывно связанные между собой: подготовительный этап, ход экскурсии, последующая после экскурсионная работа.
Подготовка детей к предстоящей экскурсии необходима в силу того, что ее результаты во многом зависят от психологической установки, которая создается у детей на подготовительном этапе экскурсии. Для этого используются такие педагогические приемы и средства:
- сообщение новых, интересных для детей сведений о предметах и явлениях, с которыми им предстоит встретиться на экскурсии (о маскирующей окраске животных, об электричестве, которое приводит в движение не только домашнюю технику, но и транспортные средства - троллейбус, трамвай);
- актуализация опыта детей;
- использование произведений искусства (художественная литература,
репродукции картин, музыка, песни) с целью воздействия на эмоциональную сферу ребенка, так как это, в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие.
В ходе самой экскурсии используются различные методы обучения и воспитания, но ведущим является наблюдение. Сначала детям предоставляется возможность познакомиться с объектом в целом. Непосредственное восприятие можно усилить художественным словом: сами родители или ребенок по просьбе родителей могут прочитать стихотворение (отрывок). От целостного восприятия объекта (явления) нужно вести дошкольника к его анализу, что дает основу для углубленного познания. При этом используются вопросы разных типов:
- нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (как называется, какие части, какими обладает качествами, особенностями);
- активизирующие мышление, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения (для установления связей, отношений);
- стимулирующие деятельность воображения, побуждающие к творческому мышлению, к выводам, суждениям.
Пояснения на экскурсии должны касаться того, что дети непосредственно воспринимают, и быть краткими, точными.
На некоторых экскурсиях основным методом обучения становится беседа, например, с представителем профессии, с которой знакомят ребенка (работник почты, повар, продавец, библиотекарь, агроном, экскурсовод и др.). План беседы необходимо продумать заранее.
В процессе экскурсии важно поддерживать мыслительную активность детей. С этой целью используются приемы, стимулирующие познавательный поиск: нужно поинтересоваться, что ребенок воспринимает, что его заинтересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.
В конце экскурсии (прогулки) подводится итог: что узнал, увидел. Можно предложить рассказать о том, что понравилось, что было особенно интересно. После экскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочение чувств, отношений, зародившихся на экскурсии. Для этого используются следующие приемы:
создаются наиболее благоприятные условия для обогащения словаря, пробуждения чувственного опыта ребенка. Ведь увеличивая словарный запас, ликвидируя разлад между образом предметов, увиденных на экскурсии и словом, намного сознательнее станет жизнь дошкольника, сколько неудобств будет устранено. Поясним на примере: так, мы можем горячо любить природу, знать, представлять каждое дерево местности, в которой мы живем, но назвать все деревья по имени мы не можем. И наоборот, мы знаем ряд имен, присвоенных деревьям; когда одно из этих имен нам встретится при чтении, мы знаем, что речь идет о дереве, а не о чем другом, а представить себе это дерево, найти его в лесу мы не сумеем. Большинством людей разнообразный мир животных, птиц, насекомых, растений и т. п. воспринимается в подобном разъединении представления предмета и обозначающего его слова.
Не объяснять надо ребенку, что то, или другое слово означает: словесное объяснение образа не создаст. Но, опираясь на чувственное восприятие, надо вызвать образ и к нему прикрепить слово. Культура наблюдения, обогащая дошкольника представлениями, попутно сознательно обогащает его лексикон, знакомит со словами полноценными, насыщенными конкретным содержанием.
Подводя итог, можно констатировать, что система специальных методических приемов, сочетающаяся с общеизвестными методическими рекомендациями об организации экскурсий как особой формы обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, способствует формированию познавательной деятельности, развитию речи, развивает словоохотливость, желание поделиться общими, по-разному воспринимаемыми впечатлениями. Правильно организованная экскурсия оттачивает точность наблюдения, увеличивает глубину восприятия, формирует интерес к экспериментированию и поисковой деятельности.