Татьяна Рыбалко
Консультация для родителей «Этикет»
▼ Скачать + Заказать документы
О речевом этикете написано достаточно много учебных и методических пособий. Практически во всех дошкольных учреждениях проводятся занятия по этикету, почти во всех семьях читают детские сказки, из которых дети в увлекательной форме узнают о том, какая речь считается вежливой, получают первичные сведения о речевых этикетных нормах. Между тем в нашем социуме и, что особенно печально, в педагогическом общении становиться всё более актуальной проблема утраты «хороших манер», снижения уровня речевой культуры, недостаточного осознания ответственности за сказанное слово.
Темочки:
Вероятно, не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускают грубости, бестактности и что владение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуникативной компетентности педагога. Однако задумаемся над вопросами: в совершенстве ли мы сами – педагоги, воспитатели, родители – владеем искусством вежливости? Каким образом умение этично, доброжелательно, уместно выражать свои мысли и чувства влияет на наши взаимоотношения с ребёнком? Справедливо ли утверждение В. Маяковского «Ласковое мастер дивных див».
«Ласковое» воспитание.
Это любящий взгляд родителей, готовность отреагировать на плач, смех, любое движение. Взгляд может успокоить, поддержать, развеселить, да и наказать тоже может. Ребенок нуждается в таком контакте с рождения.
Физический контакт. Это и «телячьи нежности», и «медвежьи шалости». Все зависит от возраста, индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента. Младенец нуждается в поглаживании и нежных объятиях; дошкольник любит как поцелуи, объятия, так и шумные игры, встряхивания, пощипывания. Чем старше ребенок, тем дальше он отдаляется от родителей, но ему все еще необходим физический контакт в виде поцелуев, дружеских похлопываний, объятий.
Пристальное внимание. Оно позволяет почувствовать малышу, что он самый важный человек в мире. Хотя бы 30 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои «взрослые» дела. Это может быть игра, беседа, чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телефон, телевизор, домашние дела). Лишь удовлетворив потребность ребенка в эмоциональном контакте, родители могут добиться дисциплины, самостоятельности.
Вспомните, когда в последний раз вы ласкали своего ребенка? Сегодня утром или вчера? Попробуйте посчитать, сколько раз в день вы применяли «ласковое» воспитание. Если получилось мало или отсутствует одна из составляющих, то стоит задуматься и постараться изменить отношение к ребенку, сделав их более доверительными, нежными, доброжелательными. Можно просто обнять, поцеловать ребенка, можно сказать как сильно вы его любите, какой он умный, хороший, подчеркнуть его достоинства. Любви и ласки много не бывает!
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители, ведете себя:
• Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к его и своим друзьям;
• Никогда не оскорбляйте человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или ему грубых слов и, ни в коем случае, не применяйте в виде воспитательной меры физические наказания;
• Не делайте бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка;
• Предъявляйте к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечанием другого, то высказывайтесь в их отсутствии;
• Требуя от ребенка выполнения определенных правил, выполняете их сами;
• Уважайте достоинства маленького человека, исключив слова : «Ты ещемаленький», «Тебе еще рано»;
• Не забывайте говорить ребенку «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь», а также часто используйте похвалу;
• Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.
Чтобы ребенок слушался
Если вы хотите добиться того, чтобы ребенок вас слушался, нужно следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:
Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похожим на упрашивание;
Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения;
Оно должно быть разумным, не должно противоречить здравому смыслу;
Если распоряжение отдано, то оно должно быть обязательно выполнено;
Там, где Вы должны требовать, никаких теорий не надо разводить, а требовать и добиваться выполнения этих требований.
Как надо любить ребенка
1. Дети должны быть для нас, прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами - они должны быть просто детьми.
2. Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.
3. Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, то это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в развитии.
4. Если ваша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутри личностного конфликта, научаться самокритичности.
5. Если мы научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.
6. Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
7. Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно целовать или обнимать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваши прикосновения делают его уверенным в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.
8. Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а качество ощущения Надо уметь понять, что ребенок хочет, вслушаться в его слова.