Нелли Кондрашева
Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для автоматизации звука на уровне слога»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 67 «Аистенок»
Старооскольского городского округа
Консультация для родителей
для автоматизации звука на уровне слога»
Воспитатель:
Кондрашева Н. А.
2021
Игры и игровые упражнения для автоматизации звука на уровне слога
В. В. Тараканникова
Игра практически с древних времен выступает как форма обучения.
Ян Коменский
Публикация «Консультация для родителей „Игры и игровые упражнения для автоматизации звука на уровне слога“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Логопеды часто сталкиваются с длительным периодом автома-тизации поставленных звуков. На продолжительность автоматизации звуков влияет ряд объективных причин: тяжесть речевого нарушения, состояние фонематического слуха, психических процессов (мышления, памяти, внимания). Повысить эффективность коррекционной работы позволяет использование игр и игровых приемов при автоматизации звуков на любом из этапов. Предлагаю ряд игр для автоматизации звука на уровне слога (на примере звука [с]).
Игра «Слоговые лесенки»
На картинке изображена лесенка из пяти ступенек, по которой поднимается мальчик. Взрослый называет слог, ребенок повторяет и поднимается по ступенькам вверх, а затем спускается. В игре можно использовать маленькую игрушку или «шагать» по ступенькам пальчиками, что позволит тренировать мелкую моторику малыша.
Ребенок «шагает» вверх и вниз по ступенькам, проговаривая многократно прямые слоги. Можно «прыгать» по ступенькам СА-СА-СА, СО-СО-СО и так далее. Чем больше и четче проговорит ребенок этот слог, тем быстрее ему удастся перейти к автоматизации звука на уровне слова. Аналогичная лесенка предлагается с обратными слогами.
В игре можно использовать лесенки, сделанные из любого конструктора. Ребенок «шагает» по лесенке любой игрушкой и повторяет за взрослым слоги.
Игра «Собери шарики для Сони»
На картинке изображены цветные шары, на которых напечатаны слоги СА, СО, СУ, СЫ, СЭ. Внизу нарисована девочка Соня. Ребенок произносит слог и проводит пальчиком по ниточке, ведущей от шарика к Соне. Взрослый следит за правильностью произношения. Аналогичный вариант для обратных слогов (АС, ОС, УС, ЫС, ЭС, ЯС, ЮС, ИС, ЕС, ЕС).
Игра «Веселые камешки»
В этой игре «прыгаем по камешкам» с помощью маленькой игрушки или пальчиков (представляем в виде ножек). Проговариваем слоги много-кратно. Можно, вставая на «камешек», называть слог один раз, а можно два или три (СА, СА-СА, СА-СА-СА). Игру можно изменить и так — «прыгаем через камешек». Взрослый обязательно следит за правильностью произношения звука [с].
Аналогично работаем с обратными слогами. Называем слог с автоматизируемым звуком [с], а ребенок правильно повторяет и передвигает любую маленькую фигурку.
Игра «Ладушки»
Взрослый называет автоматизируемый слог и хлопает по ладошкам ребенка, ребенок повторяет слог и хлопает по ладошам взрослого. Таким образом удобно автоматизировать слоги со стечением согласных звуков (СТА, СТО, СТУ, СТЫ, СМА и т. д.).
Игра «Веселый мяч»
Взрослый произносит автоматизируемый слог и бросает мяч ребенку, ребенок ловит мяч и повторяет слог. Можно усложнить игру: называем не один слог, а два (СА-СО, СО-СУ и т. д.) или три (АС-ОС-УС и т. д.). Таким образом, добавляется работа над звуко-слоговой структурой.
Игра «Вежливые пальчики»
Игра позволяет автоматизировать звук на уровне слога и развивать мелкую моторику. Взрослый и ребенок проговаривают слоги и соединяют на каждый слог с большим пальчиком указательный — СА (СА-СА, СА-СА-СА, средний — СО, безымянный — СУ, мизинец — СЫ. Можно сначала на правой руке, затем на левой, на двух руках одновременно.
С помощью предложенных игр и игровых упражнений можно автоматизировать любой поставленный звук на уровне слога.
Литература
1. Азова Е. А., Чернова О, О. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. Учим звуки С, СЬ. — М. : ТЦ Сфера, 2012.
2. Громова О. Е. Говорю правильно С—3—Ц. — М. : ТЦ Сфера, 2009.
3. Комарова А. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. — М. : Гном и Д, 2007.
4. Коноваленко С. В., Коновален-ко В. В. Альбом 1: Автоматизация свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц у детей. — М. : Гном и Д, 2017.
5. Нищевашцева Н. В. Картотека картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Звуки раннего онтогенеза. Свистящие звуки. Дифференциация свистящих звуков (начало). Вып. 1. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
6. Перегудова Т., Османова Г. А. Автоматизация звуков у детей. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков [С], [3], [Ц]. — СПб. : Каро, 2007.
7. Успенская А. П., Успенский М. Б. Учись говорить правильно: Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. — М. : Просвещение, 1973.