Ирина Максимова
Консультация для работы с родителями «Какие игрушки приобретать детям»
▼ Скачать
Консультация для работы с родителями
Какие игрушки приобретать детям
Сюжетно – ролевые (изображающие людей, животных, предметы труда и быта: посуда, светофор).
Двигательные: каталки, коляски, спортивные игрушки.
Строительные.
Дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно – печатные, мозаика).
Игрушки – забавы.
Игрушки – полуфабрикаты, которые может делать сам ребёнок.
Публикация «Консультация для работы с родителями „Какие игрушки приобретать детям“» размещена в разделах
Нужно ли руководить играми детей?
Если не играть, не руководить игрой малыша с ранних лет, то у малыша не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми. Игры таких детей сводятся к бесцельному катанию машинки или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, требую новых игрушек.
Как играть с детьми.
В младшем дошкольном возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении с взрослыми.
Что же такое хорошая игрушка?
Обобщение. Что же такое хорошая игрушка? Прежде всего, это игрушка безопасная, без острых углов и токсичной краски, имеющая сертификат соответствующая возрасту.
К примеру, папа дарит своему трехлетнему сыну сложный конструктор. Это хорошая игрушка, но для трехлетки она никак не подходит. Ребенок несколько раз тщетно попытается соединить детали, а потом с досадой отбросит их в сторону. Причем свою неудачу и досаду он запомнит и долго, потом не будет играть ни с чем, что хоть отдаленно напомнит ему этот конструктор.
Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее, разнообразнее игры малышей.
Но разнообразие игрушек не означает их изобилие, достаточно иметь 2—3 игрушки одного вида. Когда у ребенка много одинаковых игрушек (кукол, отличающихся только по размеру, машинок, ограничивает его интерес, опыт, а значит, и развитие.
Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, для каких игр понадобится новая игрушка.
Не следует покупать специально игрушки для мальчиков и для девочек. Всем одинаково нужны куклы, машинки, механические игрушки и конструктор.
Если сын не приучен с ранних лет играть сюжетно-ролевыми игрушками, приобретите ему куклу в образе мальчика, космонавта матроса, а дочери — техническую игрушку.
Если 90% игры приходится на долю ребенка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка. Это нам, родителям, надо помнить.
Сравним, к примеру, сложную электрическую игрушку с набором] кубиков. В первом случае все, что приходится делать ребенку, — нажимать на кнопку и пассивно наблюдать, как игрушка движется по полу. Первые 15-20 минут это радостно и интересно, потом доест. Единственное, что еще можно сделать с такой игрушкой разобрать и посмотреть, что у нее внутри.
С набором кубиков — иначе. Здесь 90% игры приходится на самого; гребенка. Возможности игры здесь несравнимо шире.
Именно поэтому прекрасной игрушкой может стать большая к тонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблем, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует воображение и фантазию. Ее можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки-иллюминаторы, разрисовать цветными карандашами или красками.
Если вы решили купить сыну игрушечный грузовик, самосвал кран или трактор, то надо рассказать ему как можно больше об этих-машинах, чтобы дать пищу для развития детской фантазии в игре
Ребенку надо не просто дать игрушку, а назвать ее (причем правильно, не на сюсюкающем «детском» языке, объяснить, как с ней ну» обращаться, поиграть вместе с ним, показав разные варианты игры.
Например, устройте для кукол комнату, пригласите все игрушки на день рождения.
В раннем возрасте определяются характер, интересы и склонности ребенка. Один любит возиться с машинами, другой — что-то мастерить из кубиков и просит купить ему побольше строительного материала — не препятствуйте целенаправленному увлечению, купите.
Третий — даром что мальчик — играет с куклами, не стыдите его за это. А четвертому интереснее играть с домашней утварью: кастрюлей, крышкой бидона — пусть играет, следите только, чтобы опасные предметы были ему недоступны.
Важно также, чтобы интерес ребенка к игрушке не угасал, чтобы он подольше «исследовал» ее, находил в ней новые достоинства. Этому, несомненно, мешает то, что ему на глаза одновременно попадается слишком много игрушек.
Немного поиграл с одной, внимание привлекла другая. В результате получается, что, не исчерпав своих возможностей, игрушки приедаются малышу. Поэтому часть игрушек убирайте, меняйте их время от времени.
Большое воспитательное значение имеют игрушки-самоделки. Хорошо, когда ребята любят что-то мастерить из глины, картона, дерева, бумаги. Надо с большим уважением относиться к тому, что дети сделали своими руками, не считая это хламом, который можно выбросить, измять, сломать.
Если дети не убирают игрушки.
Ситуация № 1.
Таня играет, разбрасывая игрушки по всей комнате. Однажды мать потребовала от Тани собрать все до единой игрушки (а их более | лее 50) и сложить в ящик. Таня не собирает игрушки, мать настаивает на своем. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка 1 молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей это делать: «Пусть сама собирает!» Вмешался папа. Он приласкал Таню, сказал ей: «Ладно, Танечка, я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, и в следующий раз уже сама будешь собирать». Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальные положил в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он «спрятал» от ребенка игрушки, и в том, что он вмешался: «Таня должна была сама собрать игрушки». На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно собрала их в ящик. Папа дал ей еще 5 игрушек. Таня обрадовалась и продолжала охотно играть.
Кто поступил правильно, кто допустил ошибки и какие? Как вы поступаете, если ребенок отказывается убирать игрушки?
Ответ. Мать не соблюдает обычной последовательности в выработке полезных привычек у девочки: разъяснение, показ, выполнение под контролем взрослого, самостоятельное выполнение, оценка. Кроме того, она не учла, что разбросать 50 игрушек ребенок может, а собрать нет.
Отец поступил правильно, но он не делал этого раньше, мало вникал в процесс воспитания дочери.
Ситуация № 2.
Ребенок, проснувшись утром, не нашел игрушек. Мама и папа их тоже не видели. Они не стали читать нотаций, а вместе с сыном искали, беспокоились. Вечером папа вытащил из почтового ящика письмо, где игрушки писали, что они ушли. Родители очень сочувствовали малышу и помогли написать ответ игрушкам, уговорить их вернуться. В дальнейшем уборка превратилась из скучной обязанности в проявление заботы и любви.
Иногда, если ребенок отказывается что-то делать, можно прибегнуть к маленьким хитростям:
а) «Ну-ка, — говорит мама, — кто быстрее наведет у себя порядок: ты или я? Ты уберешь свои игрушки, а я вымою посуду и уберу со стола».
б) «Пора собираться гулять. Все игрушки — по местам. Кукла Наташа, посмотри, как Машенька будет наводить порядок. Потом рас
скажешь, аккуратна ли Маша», — говорит мама, пошептав кукле
что-то на ухо. «Что ты сказала кукле?» - непременно спросит дочь.
«Не скажу. Это наш секрет с Наташей. Узнаешь после того, как уберешь игрушки. Правда, Наташенька, потом скажем?». Кукла кивает
головой, мама ставит ее на видное место. Она смотрит, как Маша
убирает игрушки. Девочка спешит. Наконец все в порядке.
Мама входит в комнату, берет куклу на руки. Девочка видит, как они о чем-то шепчутся. Потом мама говорит: «Моя дочка — аккуратная девочка. Молодец! Правда, Наташа?». Кукла кивает в знак согласия. «А теперь скажи секрет», — просит Маша. Наташа сказала: «Очень люблю Машу, она любит свои игрушки». Девочка довольна, с хорошим настроением идет гулять.
в) Игра «Хитрый глаз». Предложить детям стать волшебниками,
то есть закрыть глаза, сложить ладошки вместе и сказать: «У меня
есть хитрый глаз, он всегда видит игрушки, которые лежат не на месте». Желательно, чтобы в этой игре приняли участие взрослые.
Обобщение.
Приучайте детей ухаживать за игрушками : стирать кукольное белье, мыть посуду, игрушки. Не разрешайте ребенку бросать кукол, держать их за волосы, ноги. Не показывайте в этом пример.
Время от времени вместе с ребенком осматривайте его игровое хозяйство. Если малыш нечаянно сломал игрушку, не торопитесь выбрасывать, так как со старой игрушкой у ребенка связаны приятные воспоминания. Отремонтированная взрослым, в присутствии ребенка, игрушка будет дороже новой.
Ремонт игрушки можно обыграть. Если у мишки оторвались лапка, ухо, хорошо бы взрослому на время превратиться в доктора Айболита, а ребенку предложить роль медсестры. Если отскочило колесо, машину поставить на время ремонта в гараж, сделанный из строительного материала.
«Острое блюдо».
а) Где хранить игрушки?
Когда разговор заходит о том, куда убирать игрушки, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Все игрушки не должны быть в поле зрения ребенка. Часть их можно убрать и оставить; на виду только те, которые нужны ему для игры сейчас. Само расположение в детском уголке продумано так, чтобы подсказ малышу игру.
Собранную пирамидку поставьте на низенький столик, игрушечного мишку посадите на машину. Куклу усадите за столик, строительный материал положите в коробку.
Книги, пластинки, карандаши - не игрушки. Выделите для них особое место.
Для хранения игрушек хорошо иметь открытые полки.
б) Как вмешаться в игру?
«Ну, хватит тебе возиться со своим кораблем. Иди сейчас же с дать! Сколько тебя ждать?». «Когда пароход подойдет к пристани, пусть капитан идет
обедать». Такое подключение взрослого к игре даст гораздо лучшие результаты, чем грубые окрики.
в) Что делать, если вы устали от шума, который поднимает малыш? Вам хочется тишины, да и ребенку неплохо бы успокоиться
перед сном.
Ваш малыш активен и подвижен. Это хорошо. Так и должно быть. Но уже сейчас он может научиться играть тихо, если только вы его этому научите. Попробуйте поиграть с ним в тишину. Малыши любят все, что называется игрой, ведь играть - это самое интересное занятие в жизни.
«Играть в тишину».
— Катя, я знаю новую игру, в которую мы можем вместе поиграть. Она называется «Играть в тишину». Мы с тобой обе сейчас замолчим, притихнем, как мышки. И давай послушаем — мы можем услышать много интересного. Т-с-с-с. Слушай внимательно и потом расскажешь мне, что ты услышала.
Катя расскажет вам, что услышала, как поет птичка, или звучит радио в соседней квартире, или подъехала к дому машина. Такая игра помогает научить ребенка сосредоточиться и слушать. К тому же дает ему возможность отдохнуть от беготни и успокоиться.
«Найди сюрприз».
- Теперь, Катя, слушай внимательно: я что-то скажу тебе шепотом, а ты должна меня услышать. Шепните ребенку на ухо какую-нибудь простую команду, например: «Подойди к двери и дотронься до нее». Таким образом, вы дадите ей несколько команд, потом она вам. Можно закончить эту игру, шепнув Кате на ухо, где она может найти приготовленный вами сюрприз. Это будет большая радость.
Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мир; на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира.
Давайте и мы, дорогие родители, проникнем в этот дворец де не строгими судьями, командирами и сторожами, а добрыми мойщиками, советчиками, партнерами в играх.
Не пожалеем своего свободного времени на игры с детьми.
Игра с вами для ребенка в тысячу раз интереснее и полезнее любой игрушки. Сотни удивительных игрушек не заменят ему душевного подъема, который он получает, играя с вами.