Колесникова Виктория Александровна
Консультация для педагогов «Экспериментирование в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он мо-жет получать, а процесс обучения и воспитания в детском саду, как раз направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятель-ному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.
Публикация «Консультация для педагогов „Экспериментирование в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспи-таннику).
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирова-ние и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Образовательные задачи
Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явления-ми.
Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие задачи
Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
Развитие мелкой моторики и координации движений.
Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
Развитие внимания и памяти.
Развитие речевых способностей.
Воспитательные задачи
Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
Воспитание усидчивости и аккуратности.
Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятель-ности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:
• Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипо-тезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает моти-вация к активному экспериментированию и стремление получить результат.
• Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на террито-рии детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, по-гружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.
• Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ве-дущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч., малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведе-нии экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опы-ты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельно-го экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становле-нию дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
Виды занятий по экспериментированию
• Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игро-вой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно созда-ние игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных услови-ях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).
• Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айс-берг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятель-ности способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока, педагогу важно учитывать возрастные осо-бенности детей, модель должна быть понятной и доступной.
• Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физиче-ские явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструк-таж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опы-ты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свой-ствах почвы, воды, воздуха. Комплексный опыт позволяет углубить знания о во-де (способность растворять) и получить сведения о других веществах (масло, му-ка, соль)
Способы фиксация результатов детского экспериментирования : Фиксация ре-зультатов практического исследования или наблюдения является обязательным эта-пов опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольни-ков. А необходим этот этап для того, чтобы результа-ты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сен-сорной, слуховой, двигательной, обонятельной).