Эльвира Кисель
Консультация для педагогов «Взаимосвязь музыкальных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В начале учебного года мониторинг музыкальных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста выявил следующие проблемы: дети не проявляют достаточной активности в самостоятельном поиске ответов, испытывают затруднения в умении рассуждать, анализировать, не делают предположения, не эмоциональны.
Публикация «Консультация для педагогов „Взаимосвязь музыкальных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Проблема взаимосвязи познавательных и музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста является актуальной в свете современной модернизации дошкольного образования и возрастающей потребности общества в творческой личности.
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на «создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также на формирование предпосылок учебной деятельности». Основные принципы дошкольного образования включают в себя «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (ст. 1.4).
Поэтому взаимосвязь музыкальных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста позволит эффективно развивать музыкальность и познавательную активность детей.
Б. М. Теплов подходил в своей работе «Психология музыкальных способностей» к изучению способностей, прежде всего с точки зрения индивидуально-психологических различий. Способности классифицированы на : природные и сложные. Сложные подразделяются на общие и специальные способности. К общим- относят, например, такие как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание и т. д. К ним относятся ощущения, представления, восприятие, разум, воля, ощущения, талант, интуиция, память, воображение, дедукция, внимание, аналогия, анализ, синтез. Основная цель развития- совершенствование мыслительной деятельности дошкольника, усвоение им знаний и применение их на практике.
Специальные способности, согласно Б. М. Теплову, это такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности. Например, в музыкальной, литературной, изобразительной, сценической, конструкторской, математической, спортивной и т. д.
Познавательные способности- источники познания — естественные средства познания, являющиеся индивидуальными качествами человека.
Музыкальные способности - индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки; обучаемость в области музыки. В той или иной степени, музыкальные способности проявляются почти у всех людей.
Связующим звеном между способностями является особый вид способностей- творческие- это способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи. Высокий уровень интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.
Музыкальность - комплекс основных музыкальных способностей : 1. музыкальный слух;
2. чувство ритма;
3. музыкальная память.
«Музыкальный слух в широком понимании, - это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений». Многие исследователи различают звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, внутренний, относительный, абсолютный, полифонический и архитектонический слух.
«Музыкальная память - это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, полученного органами чувств». Содержанием музыкальной памяти является накопление, сохранение и использование индивидуального музыкального опыта.
Необходимо добавить, что понятие «музыкальность» не исчерпывается названными тремя основными музыкальными способностями. Кроме них в структуру музыкальности могут быть включены исполнительские, творческие способности и т. д. Индивидуальное своеобразие природных задатков каждого ребенка, качественное своеобразие развития музыкальных способностей необходимо учитывать в педагогическом процессе.
Рассмотрим три основные музыкальные способности (по Б. М. Теплову) :
1) Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками — устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке.
2) Музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Способность к слуховому представлению проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
Теплов Б. М. доказал связь музыкально - слуховых представлений с моторикой. Особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать её в памяти. «Активное запоминание слуховых представлений,- отмечает учёный,- делает участие двигательных моментов особенно существенным»
3) Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Восприятие является основой познавательной деятельности, поэтому нормальное умственное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Но у детей старшего дошкольного возраста восприятие еще не очень совершенно: в сложной фигуре ребенок воспринимает только впечатление целого, без анализа частей.
Музыкальное восприятие - сложный эмоциональный сенсорно-интеллектуальный процесс познания и оценки музыкального произведения, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого пока у дошкольника нет. Отсюда задача педагога - научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Рассматривая этот вопрос, О. П. Радынова отмечает, что эмоциональная отзывчивость на музыку (основа общей музыкальности и ладового чувства) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности, поскольку она необходима для осмысления музыкального содержания и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности). Кроме классической музыки, ребёнка необходимо знакомить с народной музыкой. Через неё он приобщается к культуре своего народа, а народные песни – это вообще кладезь мудрости и знаний об устройстве мира.
Мышление старшего дошкольника находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно - образного, являющимся основным для данного возраста (такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, к словесно - логическому, понятийному мышлению). В работах исследователей выделяются два основных компонента музыкального мышления : репродуктивный, связанный с восприятием и анализом существующей музыки, и продуктивный, лежащий в основе сочинения, создания новой музыки.
Развитие внимания. Хотя дети шести лет могут произвольно регулировать своё поведение, непроизвольное внимание преобладает. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятие элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. Дошкольники способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но при этом их внимание быстро истощается.
Старший дошкольный возраст- возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что память является ведущим познавательным процессом. Шестилетний ребенок уже может запоминать произвольно. Однако непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным. Здесь всё определяет интерес ребенка к делу, которым он занят.
Воображение у 6- 7 лет носит активный характер, можно определить как способность к перекомбинированию образов Появляются элементы творчества. Музыка не только вызывает определённые эмоции, — вслед за ними почти всегда возникают зрительные образы. Ребёнок представляет героев музыкального произведения, в его воображении встают картинки, ассоциирующиеся с мелодией. Чем старше ребенок, тем ярче возникающие образы. Для детей старше 5-6 лет «музыкальные фантазии» настолько характерны, что они способны выразить их художественно – нарисовать рисунок по любимой песенке.
Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся игры.
Все перечисленные выше составляющие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста характеризуют познавательную активность. Чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
В своей работе я отслеживаю взаимосвязь музыкальных и познавательных способностей и выдвигаю ряд задач:
1. Воспитать любовь и интерес к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, пополнить запас по определению музыки.
2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе и используемыми средствами выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, игры на музыкальных инструментах. Знакомить с инструментами симфонического оркестра. Слышать во время исполнения себя и других.
4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
5. Способствовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке формировать сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
6. Развивать творческое отношение к музыке.
Диагностика музыкальных способностей дошкольников связана с исследованием музыкальности ребенка, изучением ее индивидуальной структуры. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.
По ФГОС ДО необходимо «создание условий для овладения культурными средствами деятельности;организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей».
Важным фактором развития музыкальных способностей выступает и интенсивность, планомерность обучения, сказывающаяся как на музыкальном, так и на общем уровне развития ребенка.
В музыкальном воспитании детей выделяю следующие виды музыкальной деятельности : восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность. Все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. Основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности детей старшего дошкольника :
1. творческий характер деятельности;
2. оптимальный уровень её трудности для исполнителя;
3. должная мотивация;
4. положительный эмоциональный настрой и по окончании выполнения деятельности.
«Для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа» в группах и в музыкальном зале организована развивающая предметно- пространственная среда, обеспечивающая реализацию познавательно- исследовательской деятельности, музыкальной, игровой, двигательной активности детей, коммуникации проявления творчества.
Музыка активизирует у старших дошкольников все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное. Кроме того, вместе с восприятием развивается и память – слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная. Обладая такими серьезными инструментами, ребенок начинает делать успехи и в остальных предметах. Ведь если он способен представлять эмоции, которые вложил композитор в свое произведение, он с легкостью представит события, которые описывает на уроке учитель. И такое образное мышление позволит школьнику быстро усвоить материал любой сложности.
Полезна музыка и для математиков. Ведь ритмичность и мелодичность музыкальных произведений способны научить дошкольника очень естественно и точно ощущать пространство и время. Поэтому дети, которые умеют играть на музыкальных инструментах и разбираются в нотной грамоте, зачастую также делают успехи в написании сочинений и стихов.
Для развития тембрового и динамического слуха, формирующихся на основе звуковысотного, О. П. Радынова предлагает использовать музыкально-дидактические игры, с помощью которых моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков.
Исследователями особо отмечается, что развитие способностей, в том числе и музыкальных, требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов, своеобразия природных задатков (Ю. Б. Алиев, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.). Это связано с тем, что не у всех процесс развития музыкальных способностей протекает одинаково. Сказываются и индивидуальные особенности ребенка, и его предыдущая музыкальная подготовка, и условия жизни в семье.
Приобщая ребёнка к музыке, мы не стремимся вырастить из него музыканта (хотя какая-то часть детей действительно с детства демонстрирует хорошие музыкальные способности, которые необходимо развивать, мы лишь способствуем его всестороннему развитию.
Рассмотрев данную тему, мы сделали вывод: существует взаимосвязь музыкальных и познавательных способностей : чем выше уровень познавательных способностей, тем выше уровень музыкальных.
Список используемых источников:
1. Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»//Российская газета. - 2013.- 25. 11 (№ 265).
2. Арсенина, Е. Н.. Музыкальные занятия. Старшая группа. По программе «От рождения до школы»/ Е. Н. Арсенина. - Волгоград: Учитель, 2018.- 348 с.
3. Баранник, Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема//Молодой учёный. – 2019. - № 24.- С. 916 - 919
4. Ветлугина, Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. - М. : Просвещение, 2010.
5. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Настроения, чувства в музыке// О. П. Радынова. - 2-е изд., перераб. - М. : ТЦ Сфера, 2022.- 208 с.
6. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4- 7 лет/Н. Е. Веракса. О. Р. Галимов. - Мозаика-Синтез, 2019.
7. Волков Б. С. Волкова В. Н. Детская психология от рождения до школы/Б. С. Волков, В. Н. Волкова. – 4-е изд., перераб. – СПб: Питер, 20121.- 170 с.
8. Выскорко, А. А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование/ А. А. Выскорко// Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2021.-№ 5.- С 254-256.
9. Мелешкина, Е. А. Исторический аспект исследования музыкальной памяти/ Е. А. Мелешкина, А. В. Иванов//Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: сб. науч. трудов. - Москва, 2020.- С. 25.
10. Гусева, С. Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности/ С. Гусева, О. Гончарова// Дошкольное воспитание. - 2019.- № 9.- С 54-64.
11. Никулина, Ф. Х. Формирование познавательной сферы у детей 5- 7 лет : развивающие игровые занятия/авт. -сост. Ф. Х. Никулина. – Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2021.- 140 с.
12. Сокольникова, О. Воображение на всю жизнь / О. Сокольникова// Обруч. - 2020.- № 5.- С. 34.
13. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей/ Б. М. Теплов. - изб. Труды в 2 т. М. : 1985.