Федотова Юлия Алексеевна
Консультация для педагогов «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
Ход консультации
1. Вводная беседа.
Одной из ярких тенденций модернизации образования является предоставление государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь в условиях ДОУ. При этом все более значимой становится проблема поиска эффективных способов работы по коррекции речи.
Публикация «Консультация для педагогов „Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Особую роль в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
2. Принципы и особенности организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя логогруппы ДОУ.
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОУ организуется в соответствии со следующими целями:
• повышение результативности коррекционно-логопедической работы;
• рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;
• адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.
Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей :
• совместное изучение содержания программ ДОУ и составление совместного плана работы;
• открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей;
• обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне них;
• совместная подготовка к детским праздникам;
• разработка общих рекомендаций для родителей.
Функции учителя-логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников и неречевых психических процессов, связанных с речью
Таблица 1.
Функции логопеда Функции воспитателя
Развитие фонетического компонента языковой системы. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков.
Формирование фонематических процессов. Учет лексической темы, выбранной логопедом, при проведении всех занятий в группе в течение недели.
Совершенствование состояния лексического компонента речи. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов. Формирование связной речи.
Формирование грамматического строя речи. Закрепление графомоторных навыков.
Совершенствование связной речи. Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Совершенствование графомоторных навыков и знакомство детей с азами грамоты.
Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.
Воспитатели выполняют задания учителя-логопеда ежедневно, используя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работ, а также режимные моменты.
Воспитатели должны знать :
• основные направления коррекционной программы;
• возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников;
• особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.
Воспитатели должны соблюдать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:
• организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий;
• побуждать внимательно слушать других детей;
• формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
• организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
• проводить работу по развитию слухового и речевого внимания.
Воспитатели логопедической группы не должны :
• торопить ребенка с ответом;
• перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи;
• заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками;
• давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
Рекомендуется выделять в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов, в совместной деятельности взрослого с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей.
Логопед совместно с воспитателями ДОУ оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.
3. Заключение.
Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателей и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе.
Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение.
Правильно спланированные занятия воспитателя и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.
Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.
Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателей в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.
Литература
1. Иванова О. Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3
2. Карпова С. И., Мамаева В. В., Никитина А. В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы // Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).
3. Коноваленко В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.
4. Морозова В. В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
5. Смирнова Л. Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя /Научно-методический журнал Логопед, 2008, № 2