Наталья Яковлева
Консультация «Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно-эстетического развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно-эстетического развития дошкольников
Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Процесс взаимодействия следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития дошкольников. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем.
Публикация «Консультация „Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно-эстетического развития дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Сотрудничество ДОУ и семьи направлено на достижение основной цели — разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
3. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах художественно-эстетического развития детей.
5. Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
Федеральный закон «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями, стремимся к тому, чтобы родители понимали, как они необходимы для полноценного развития и воспитания своего ребенка. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Поэтому свою работу планирую и реализую с учетом позиции сотрудничества с родителями в процессе развития детей. Так как твердо убеждена, что только вместе можно добиться хороших результатов в развитии детей.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведется по четырем направлениям.
1. Наглядно-информационное направление включает в себя:
- родительские уголки;
- папки – передвижки;
- семейные и групповые альбомы;
- библиотека – передвижка,
- фотомонтажи;
- фотовыставки;
- семейный вернисаж.
Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
2. Информационно-аналитическое направление
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада. Так же информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей.
Анкета, как один из видов работ воспитателя с родителями.
3. Познавательное направление;
В нём мы стремимся обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
К познавательному направлению относятся
- мастер-классы;
- совместные организованные занятия;
-совместные проекты (дети-родители-воспитатели)
- круглый стол;
-семейный клуб
4. Досуговое направление.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации.
- совместные досуги;
-праздники;
-кукольные и театрализованные представления;
- организация творческих выставок семейных работ.
Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям :
- увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;
- апробировать разные подходы;
-посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Наиболее интересной активной формой взаимодействия, является мастер-класс. Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет мне всесторонне развивать личность ребенка и родителей. Популярной формой стало проведение открытых занятий для родителей.
В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых платными кружками. Одна из любимых для детей форма работы с родителями – это праздники и развлечения.
Ещё одна интересная форма работы с родителями организация творческих выставок семейных работ.
Целью организации выставок является побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми. Дать возможность родителям совместно и организованно сотворить прекрасное. Такие формы работы сближают детей и родителей друг с другом, и учат пониманию и доверию. От участия родителей в творческих выставках семья становится более сплоченной. Дети с уважением смотрят на своих родителей.
Педагоги в свою очередь имеют возможность узнать более сильные, и слабые стороны семей. И способствовать развитию тем семьям, которые в этом нуждаются. Таким образом, взаимодействию детского сада и семьи по вопросам художественно-эстетического воспитания уделяется достаточное внимание с учетом комплексного подхода к решению данной задачи. Это направление является одним из мостиков, по которому идут вместе детский сад и семья, а затем и школа, чтобы вместе с ребенком быть счастливыми и активными членами общества, способными справиться с любой жизненной задачей.
«Использование современных форм взаимодействия с родителями в процессе художественно-эстетического образования дошкольников»
Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии, и зачастую родители неохотно откликаются на встречи с педагогами.
Каждый современный педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены жизнью детей в детском саду, их интересами и заботами, старается вызвать желание к познанию самих себя и детей. Тем более что без родительского участия, процесс воспитания невозможен и неполноценен.
Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.
Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели - разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
3. Повышение педагогической культуры родителей.
4. Развитие интереса к культурному наследию.
5. Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
Поэтому, для нашего детского сада традиционными стали проводимые дни открытых дверей, целью которых является ознакомление родителей с дошкольным учреждением; демонстрация всех видов деятельности по развитию личности ребенка; открытые занятия, театрализованные представления, мини-концерты
В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем).
В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры дошкольников. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) становятся наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современного детского сада.
В художественно-эстетическом развитии дошкольников применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации помогают разнообразить процесс знакомства детей с искусством, сделать образовательный процесс более интересным.
Также, с целью повышения педагогической компетентности родителей по вопросам художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников можно проводить тематические выставки, мастер-классы, викторины, тренинги, дискуссионные «круглые столы», праздники, развлечения, занятия, в конкурсы.
Также могут быть и стать традиционными:
- организации выставок совместных поделок и рисунков родителей и детей «Осенние фантазии», «Фруктовые зверюшки», «Макаронное творчество», «Новогодняя игрушка», «Покорми птиц зимой», «Пасха» и др.
- с участием родителей интегрированное мероприятие с родителями «Кукла из глубины веков», мастер-класс для педагогов и родителей с детьми по изготовлению куклы-самокрутки.
- совместные проекты со специалистами ДОУ и родителями : проект «Карандаш», «Нас подружит баскетбол»,
- Фотовыставки: «На крепких папиных плечах», «Мама солнышко мое», «Моё семейное древо»
- Праздники развлечения
- Родители оказывают посильную помощь в пошиве костюмов и изготовлении декораций для праздников.
Формы работы ДОУ в рамках художественно - эстетического воспитания
• Праздники и развлечения.
• Дни открытых дверей.
• Обмен опытом семейного воспитания.
• Беседы, семинары, консультации специалистов, участие в конференциях.
• Изучение запроса родителей, степени удовлетворенности образовательными услугами.
• Выставки продуктов совместной деятельности детей и взрослых (рисунки и поделки своими руками)
• Участие родителей в праздниках, развлечениях, занятиях, в конкурсах.
• Ярмарки, выставки продуктов совместной деятельности детей и взрослых.
• Работа с родительским комитетом, общественными организациями.
• Индивидуальная и коррекционная работа с детьми и родителями.
• Участие родителей в создании развивающего пространства.
• Коррекционно-развивающие практикумы с родителями (проводят специалисты).
• Проведение мастер-классов.
• Тематические недели.
• Совместная театральная деятельность.
Подводя итоги, мы можем с уверенностью сказать, что данные формы работы представляют собой интересную современную модель по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствуют укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.