Ильченко Елена
Исследовательская деятельность по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы. Опыты с камнями
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель: развитие свободной, творческой, любознательной личности.
Задачи:
1. Образовательная: формировать представления детей о различных сторонах изучаемого объекта – о камнях, их взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
2. Развивающая: совершенствовать способность детей ставить вопросы, получать на них фактические ответы, высказывать гипотезы, делать умозаключения, выводы.
3. Воспитательная: формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Обследовательские действия № 1 «Какими бывают камни?»
Цель: изучение разнообразия внешнего вида камней, свойств камня (гладкий и шершавый, маленький большой, острый и гладкий).
Материалы: разнообразные камни, лупы.
Ход опыта: Внимательно рассмотрите камни? Какие они? Какие камешки вам нравятся больше всего? Найдите самые красивые камешки для вас. Объясните свой выбор. Закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий круглый камешек. Внимательно его рассмотрите. Как вы думаете почему у него нет острых углов? А как вы думаете, они раньше были? У этих камней раньше были острые края, но из-за того, что они находились или были очень близко к воде, волны бились о них и острые углы постепенно стачивались, камешки становились круглыми. Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. (Кладет детям в ладошки небольшие шершавые камешки) Что вы чувствуете? Какие камни на ощупь? Не гладкие. Неровные, царапаются. Чем отличаются эти камни от морских камней? Не гладкие, острые, шершавые. Рассмотрите камешки через лупу. Что вы видите? Что мы с вами узнали нового о камнях? Камни бывают маленькими и большими, гладкими и шершавыми, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.
Вывод: камни бывают разными по цвету, форме, величине и поверхности.
Обследовательские действия № 2 «Отпечатки древности»
Цель: нахождение доказательств о том, что камни образовались очень давно.
Материалы: разнообразные камни, камень с отпечатком раковины, пластилин.
Опыт: Ребята, а как вы думаете, камни появились давно или недавно? Камни появились давно. Сейчас я вам покажу древний камень, который нашли в пещере, во время раскопок. Как вы думаете, что отпечаталось на камне? Это ракушка древнего животного, которое жило несколько тысяч лет назад. А знаете, как получился такой отпечаток? Животное, носившее эту ракушку погибло, а песок с глиной и с водой попали сверху на нее и под тяжестью со временем получился такой отпечаток. Давайте попробуем с вами сделать отпечатки камней с помощью пластилина, он будет у нас вместо песка, глины и воды. Давайте возьмем неровные камни и прижмем к ним пластилин. Посмотрите какие получились интересные отпечатки. Таким способом образуются камни с отпечатками.
Вывод: все камни появились давно.
Опыт № 3 «Твердый камень»
Цель: изучение поверхности камня, доказательство его твердости.
Материалы: камешки, пластилин.
Ход опыта: Возьмите в одну руку камешки, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Пластилин смялся, а камешек – нет, потому что он твердый.
Постучите комочком пластилина о стол, затем камнем о стол. В чем разница? Когда стучали пластилином, то ничего не слышно и пластилин мялся, а когда камешками – то слышен стук и камни не мнутся. А почему как вы думаете был слышен шум при стуке камешек? Потому что камень твердый, а пластилин – мягкий.
Вывод: все камни твердые и их нельзя смять в руках.
Опыт № 4 «Камень может издавать звуки?»
Цель: нахождение доказательств о свойстве камня: издавание звуков.
Материалы: разнообразные камни.
Опыт: как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Как нам это проверить? Постучите одинаковыми большими камешками друг о друга и маленькими. Похожи ли звуки, которые при этом получаются? А теперь возьмите один большой и один маленький камешек и постучите друг о друга. Эти звуки отличаются от предыдущих? В природе камни издают звуки при трении или резком соприкосновении друг с другом. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.
Вывод: Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.
Опыт № 5 «Тонут ли камни?»
Цель: нахождение доказательств о свойствах камня: тяжесть.
Материалы: камни разного размера, емкость с водой.
Опыт: Ребята, возьмите в одну руки большой камень, а в другую маленький. Какой руке тяжелее? А как выдумаете, тяжелый камень тонет в воде? А легкий? Давайте проверим и опустим в воду легкий и тяжелый камень. Тяжелый камень сразу утонул, а что же произошло с легким? Он также утонул, верно. Значит легкие камни тоже могут тонуть в воде, как и тяжелые.
Вывод: камни всегда, не зависимо от размера, тонут.
Опыт № 6 «Есть ли в камнях воздух?»
Цель: изучение свойства камня: отсутствие внутри воздуха, плотность.
Материалы: камни разного размера, емкость с водой.
Опыт: Как вы думаете, а в камнях есть воздух? Сейчас мы с вами это проверим, а поможет нам в этом вода. Если в камнях все-таки есть воздух, как мы с вами это сможем проверить? Давайте опустим в воду несколько камешек, а для сравнения опустим мелок. Есть ли пузырьки от камей? А от мела? Где же есть воздух? Из-за того, что камень плотный он не будет пропускать воздух.
Вывод: камни плотные и они не выпускают воздух.
Опыт № 7 «Теплый камешек»
Цель: изучение свойств камня: нагревание.
Материалы: лампа (солнечная погода, камешки разного цвета (обязательно должен быть камень черного цвета).
Опыт: потрогайте разные камни и скажите, они холодные или теплые? Зажмите камень в кулаке. Стал ли он теплее? Как вы думаете почему? Возьмите камешек белый и черный, подержите под лампой. (оставьте на ярком свету). Камешки стали теплые. Какой камень теплее? Черный. Почему черный камень оказался самым теплым?
Вывод: черный цвет поглощает солнечные лучи. Поэтому черный камень нагрелся больше, чем белый. Вспомните, в какой одежде нам жарче летом?
Эксперимент № 8 «Меняют ли камни цвет?»
Цель: изучение свойств камня: смена цвета.
Материалы: пустые емкости, лейки с водой, камни.
Ход опыта: Дети, как вы думаете, камни могут изменить цвет? Нет
Предложите детям положить в емкость камень и залить его водой. Затем потрогать камни, ощупывая их в воде и вытащите камни из воды
Что изменилось? Сравните камни по цвету: мокрые камешки и сухие. Они стали темными. Какие из них красивее? Какой вывод можно сделать? В воде камни меняют цвет, они становятся более красивыми.
Вывод: камни в воде становятся темнее, чем сухие.
Опыт № 9 «Почему камни бывают разноцветными»
Цель: доказать опытным путем, почему некоторые камни могут сочетать в себе несколько цветов.
1) Материал: 2-3 кусочка пластилина разного цвета. Предложить детям взять 2-3 цветных кусочка пластилина, скатать каждый кусочек в шарик и поставить их друг на друга. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. С помощью стека разрезать пластилин и рассмотреть полосатые срезы. Объяснить, что проходили миллионы лет, каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один камень.
2) Материал: 2-3 кусочка пластилина разного цвета. Взять 2-3 кусочка пластилина разного цвета и смешать их (не до однородного цвета). Стекой разрезать получившийся кусочек. На срезах получатся удивительные узоры. Объяснить, что у детей, кто с силой смешивал разноцветный пластилин, полоски получились узкие, кто делал это слабее – разноцветные полоски получились шире. Также происходит и в природе. Где-то подземные процессы были посильнее, а где-то послабее.
Вывод: камни имеют несколько цветов, т. к. каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один камень.
Игровые методы:
1. Дидактические игры
Д/и № 1 «Что исчезло?»
Цель: развивать память, наблюдательность.
Материал: камни разных цветов и размеров.
-дид. задача: развитие психических процессов (память, воображение, мышление)
- правила: запомнить камни, закрыть глаза или отвернуться, не подглядывая, определить недостающий камень
- действия: запомнить, найти, определить, назвать
Ход игры:
Воспитатель выкладывает несколько отличающихся друг от друга камней и предлагает их заполнить. Затем выбирается ребенок считалкой, и воспитатель предлагает ему отвернуться в это время убирается один из камней. Задача ребенка – определить, какой убран камень.
Чем больше камней и чем меньше они различаются, тем сложнее задача.
Д/и № 2 «Найди свой камешек»
Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, памяти.
Материал: коллекция камней.
-дид. задача: развитие психических процессов (память, воображение, мышление, тактильных ощущений
- правила: запомнить и найти свой камень.
- действия: запомнить, найти, определить
Ход игры:
Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его, внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.
Д/и № 3 «Что для чего»
Цель: ознакомление детей с камнями и изделиями из них; развивать мышление, память; закрепить умение работать парами, договариваться объяснять свой выбор.
Материал: карточки с изображением различных изделий из камня (памятники, дома, украшения и т. п., различные камни (кирпич, гранит, каменный уголь и др., горные породы и минералы и изделия из них: кристаллы кварца и кварцевые часы, графит и карандаши, медная руда и медная проволока, сера и спички и т. п.
-дид. задача: формирование познавательных способностей (сравнение, анализ)
- правила: соотнести картинки между собой
- действия: найти, определить, объяснить
Ход: Воспитатель предлагает подобрать к каждому камню картинки с изображением сделанных из него предметов (одному камню может соответствовать одна или несколько картинок).
2. Игра-экспериментирование
Игра "Создаем музыкальные инструменты".
Цель: формирование представлений о том, что камни издают свой определенный звук.
Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки? Постучите ими друг о друга. Что вы слышите? Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос. Хотите поиграть с камешками. Насыпьте в пластмассовую коробочку немного мелких камушков, закройте и погремите. На что это похоже? (на маракасы). У нас получился настоящий оркестр из маракасов.
Словесные методы
1. Чтение художественной и познавательной литературы
№ 1 Энциклопедия для детей. Том 4. Геология
Цель: Рассказать детям про разнообразные виды камней, используя справочную литературу.
Автор: Николай Короновский
Год издания: 1995
Издательство: Аванта+
Серия: Энциклопедия для детей
№ 2 Геолог
Цель: Рассказать детям про разнообразные виды, свойства камней, про профессию, изучающую камни, используя справочную литературу.
Автор: Эльвира Барякина
Год издания: 2008
Издательство: Аркаим
Серия: Когда я стану взрослым
№ 3 Геология в картинках
Цель: Рассказать и показать детям про разнообразные виды камней, используя справочную литературу.
Автор: Анатолий Членов
Год издания: 1975
Издательство: Детская литература. Москва
№ 4 Камни и минералы. Практическая энциклопедия. 50 шагов в мир знаний
Цель: Рассказать детям про разнообразные виды камней, минералов, используя справочную литературу.
Автор: Паркер С.
Издательство: Махаон
Год издания: 2016
№ 5 Расскажите детям о драгоценных камнях
Цель: Рассказать детям про драгоценные камни, используя справочную литературу.
Автор: Емельянова Э.
Издательство: Мозаика-Синтез, 2013 г.
Серия: Расскажите детям
2. Загадки
Цель: учить детей отгадывать загадки по определенной теме; развивать память, внимание, речь, воображение, мышление.
№ 1 Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.
(камень)
№ 2 Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске —
Оставляет белый след.
(Мел)
№ 3 Одну меня — не съешь никогда,
А без меня — не вкусна еда.
(Соль)
№ 4 Эта драгоценность обрадует вас —
В кольце чистой каплей сверкает …
(Алмаз)
№ 5 Перед тем, как в стену лечь, - В печь залез - бока обжечь.
(кирпич)
3. Пословицы и поговорки
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к устному народному творчеству, учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл.
• Время и камни точит
• Нашла коса на камень
• Учение в детстве как резьба на камне
• Смелый из камня хлеб добудет
• Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся не успевает
4. Рассказ воспитателя
Тема: «В удивительном мире камня»
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями
План: 1) определение что такое камень
2) свойства камней
3) особенности камней
4) виды камней
5. Рассказ детей
Тема: «Моя коллекция»
Цель: побуждать детей составлять рассказ об их собственной коллекции.
6. Беседа с детьми
Тема: «Эти удивительные камни»
Цель: закрепление представлений о видах и свойствах камней, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.
Наглядные методы
1. Рассматривание предметов
• Рассматривание камней
• Цель: ознакомление детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
• Методические приемы:
- беседа с детьми:
Как вы думаете, что такое камни?
Какие бывают камни?
Все ли камни одинаковые?
Какие бывают поверхности у камней?
Можно ли сломать камень рукой?
Могут ли камни тонуть?
- вопросы детей и ответы на них
2. Рассматривание картин, иллюстраций
• Каменная сказка
• Цель: формирование представлений о разнообразии камней.
• Методические приемы:
- беседа с детьми
-загадывание, отгадывание, придумывание загадок
- вопросы к детям
-рассказ воспитателя
3. Показ предметов
• Коллекция камней
• Цель: расширять представления детей о свойствах камней, учить классифицировать камни по их внешнему виду
• Методические приемы:
- беседа с детьми
-вопросы детей и ответы на них
- загадывание, отгадывание, придумывание загадок
4. Использование ТСО и ИКТ
• Горные породы и минералы
• Цель: расширять представления детей о местонахождениях различных видов камней и минералов, о том, как они появились.
• Методические приемы:
-беседа с детьми
-вопросы детей и ответы на них