МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Влияние семьи на развитие ребёнка»

Вероника Гаврилюк
Консультация для педагогов «Влияние семьи на развитие ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние семьи на развитие ребёнка

Семья для ребёнка – это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребёнка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Публикация «Консультация для педагогов „Влияние семьи на развитие ребёнка“» размещена в разделах

Любовь родителей – величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребёнка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Как часто вы говорите детям? … - я сейчас занята, посмотри, что ты натворил, это надо делать не так, когда же ты научишься, сколько раз я тебе говорила, ты сведёшь меня с ума, что бы ты без меня делал, вечно ты во всё лезешь, уйди от меня, встань в угол!

Все эти словечки крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка : - ты самый любимый, ты очень многое можешь, что бы мы без тебя делали, иди ко мне, садись с нами, я помогу тебе, я радуюсь твоим успехам, что бы не случилось, твой дом – твоя крепость, расскажи мне, что с тобой.

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто нужно успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная «соломка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, сто на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств, форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания зависит не от жизненного опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.

Зачем ребёнку родители? При всём многообразии вариантов на этот вопрос ответ, конечно же, будет один – для любви. Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки – самые близкие ребёнку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит благополучие семейного климата. Главным критерием благоприятного для эмоционального развития ребёнка типа семейного воспитания являются родительская любовь и привязанность членов семьи друг к другу. Естественно, что в каждой семье этот опыт уникален, а вот его результаты не всегда соответствуют ожиданиям родителей и формированию эмоционально устойчивой личности ребёнка.

В семье, где царит покой, доброжелательность, живут радость и теплота, душевное состояние ребёнка отличается спокойствием, отсутствием серьёзных нервно – психических перегрузок, ребёнок уверен в себе и чувствует поддержку и понимание близких, его принимают таким, каков он есть. Встречаются семьи, где нередки ссоры, недовольство друг другом и окружающими, где атмосфера наполнена тревожностью и напряжённостью, ребёнок невротизируется, испытывает психоэмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим. «Невроз ребёнка – это невроз семьи». Не стоит искать универсальные рецепты по воспитанию своих детей, ведь чужие мысли могут только заставить человека размышлять, сравнивать, анализировать. Намного полезнее понаблюдать за собой, выявить негативные особенности своих взаимоотношений с ребёнком.

Приведу несколько признаков дисгармоничных типов семейного воспитания. Даже этого будет достаточно, чтобы осмыслить и изменить некоторые подходы к созданию благоприятной атмосферы развития эмоционального мира вашего ребёнка.

Авторитарный тип

В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться их требованиям и приказам. Мнение ребёнка не учитывается, его интересы и настроение игнорируются, желания и чувства не берутся в расчёт.

При таком стиле детско – родительских отношений:

ребёнок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинять родительской воле;

у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребёнка;

ребёнок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь.

В дальнейшем это может привести к тому, что ребёнок :

при достижении подроскового возраста может захотеть вырваться из слишком жёсткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьёй;

вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет так же послушен и управляем;

став взрослым, либо сам приобретёт весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным

Гиперопекающий тип

Ребёнок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяется, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребёнок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций неприятностей. К нему не предъявляют никаких требований, обязанностей, просьб. Он живёт в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.

При таком стиле детско – родительских отношений:

у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребёнка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;

они ощущают себя «сделавшими всё для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;

до начало социализации (поступления в детский сад или школу) ребёнок ощущает себя защищённым.

В дальнейшем это может привести к тому, что:

ребёнок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье;

он станет инфантильно – потребительски относиться к миру;

будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадёт;

ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии всё же настигнут его в реальной жизни

Гипоопекающий тип

Родители мало интересуются ребёнком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребёнка, и в частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребёнок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.

При таком стиле детско – родительских отношений:

родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребёнка;

ребёнок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно

Однако в дальнейшем:

отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребёнка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других;

отсутствие правил и требований приводит к тому, что у ребёнка нет твёрдой опоры, чувства защищённости

Демократический тип

Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определённых традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребёнок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает тёплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.

При таком стиле детско – родительских отношений:

жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребёнком;

отсутствуют простые решения, иллюзия контроля над ситуацией, нет однозначности;

родитель участвует во взрослении человека, поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребёнку за его собственную жизнь

В дальнейшем ребёнок :

вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;

осознаёт свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;

приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами

Своеобразным отражением восприятия ребёнком семейных взаимоотношений может быть детский рисунок семьи. С 5 лет вы можете провести этот тест со своим ребёнком. Тест основан на осознании, что дети по – своему оценивают поведение родителей, видя, казалось бы, то же, что и взрослые, но они не воспринимают происходящее так же, как они. Особенные детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные и не принимаемые взрослыми. Во внутренним мире ребёнка сплетаются, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории». Родители, не догадываются об этой примудрости, удивляются и беспокоятся за поступки и душевное развитие детей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка» Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.

Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка» Дошкольное детство - это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Именно в эти годы ребёнок приобретает первоначальные.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

Консультация «Влияние очередности рождения на поведение ребёнка» Консультация «Порядок появления ребенка в семье» Уважаемые коллеги! Хочется поделиться с Вами следующей информацией полученной на одном.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи» В чем заключается влияние пальцев на развитие речи. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Влияние семьи на развитие ребенкаВлияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Влияние семьи на развитие ребёнка»
Опубликовано: 7 февраля 2022 в 11:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Влияние семьи на развитие ребёнка»» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Гаврилюк (УИ 548850) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД