Юлия Ляльцева
Консультация для педагогов «Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями»
Актуальность тренинга: Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.
В условиях реализации ФГОС ДО необходимо предпринять меры по сохранению, развитию и повышению эффективности системы психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса. Для успешной реализации Программы в ДОО должна быть обеспечена поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Образовательный процесс должен носит открытый характер и строиться на принципе сотрудничества с семьями воспитанников.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.
В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.
Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
• отработать навыки убеждения
• отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции
• развить умение находить подход к людям
• подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
• развитие умения невербального средства общения.
• обучить эффективным способам общения.
Ход тренинга:
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
• 1 хлопок — здороваемся как мужчины;
• 2 хлопка — здороваемся как близкие люди;
• 3 хлопка — здороваемся как женщины.
Упражнение «Комплимент» в кругу
Задачи: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.
Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.
Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом».
Для этого участники организуем круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т. е. сделать комплимент.
Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.
Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т. д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.
Ведущий: Что было легче: делать комплимент или отвечать на него?
Упражнение «Ассоциации».
Цель: побудить детей к ассоциативному мышлению.
Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов
Ведущий: Так как наш тренинг это тренинг общения, то давайте для себя выясним, что же для каждого означает слово «общение». Высказывание участников. Затем все варианты зачитываются.
1. Контакт
2. Беседа
3. Встреча
4. Разговор
5. Переговоры
6. Обмен информацией
7. Процесс восприятия и познания друг друга
8. Прием информации
9. Передача информации
10. Самовыражение
11. Поддержка
12. Взаимопонимание
13. Сплочение
14. и т. д.
Метафора общения.
Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.
Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.
Ведущий: Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.
Упражнение «Парное рисование»
Задачи: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Начинаем по сигналу».
Упражнение «Подарок»
Цель: развитие навыков невербальной коммуникации
Все участники садятся по кругу.
«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (не вербально, но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча».
Когда все получат подарки (круг замкнется, тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил.
Рефлексия.
Ведущий благодарит всех педагогов за участие, предлагает провести рефлексию.
Он предлагает обратить внимание на экран. На экране изображены три предмета: мясорубка, чемодан, корзина для бумаги) у участников тренинга есть сердечки и такие же предметы, на листе бумаги (формат А 4).
Ведущий: «Если вам понравилось и вы хотите взять с собой, что для вас было интересно, то прикрепите свои сердечки к чемодану. Если вам все понравилось, но нужно переработать под себя, прикрепите к мясорубке. Если это для вас не значимо, можете выбросить в корзину.
И в заключении мне бы хотелось сказать, что традиционные собрания не могут в достаточной степени создать условия для полной вовлеченности родителей в педагогический процесс. Диалог воспитателя и родителя – основа успешного развития ребенка. Современный педагог детского сада должен учиться слушать и слышать родителей; понимать невербальный язык сообщения и адекватно на него реагировать; передавать информацию разными способами; устанавливать обратную связь».