Марина Кайгородова
Консультация для педагогов «Технология логопедического обследование детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология логопедического обследование детей. сл№1
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного сл№2образования (ФГОС ДО) учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)сл. №3
Публикация «Консультация для педагогов „Технология логопедического обследование детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В программу «От рождения до школы» включен раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика». Созданный с учетом особенностей речевого и общего развития детей с ОВЗ, Стандарт обеспечивает обучение через деятельность, открывает широкие возможности для педагогического творчества, предоставляя возможность создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию,
В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогической диагностики : оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.
Так что же такое логопедическое обследование? сл. №4
Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.
Основная цель логопедического обследования состоит в следующем :сл. №5
— изучить условиявоспитания и развития ребенка на основе беседы с родителями и анализа документов;
— выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;
— выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;
— оценить состояние связной речис точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;
— определить степень овладения компонентами языковой системы.
В основе логопедического обследования лежит «речевая карта».
Мы работаем по программе «Коррекция нарушений речи», авторами программы являются: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, соответственно и логопедическое обследование должны проводить по речевой карте этих же авторов
Г. В. Чиркиной и Т. Б. Филичевойбыли выделены следующие этапы логопедического обследования детей. сл. №6
Рассмотрим более подробно эти этапы.
Ориентировочный этап
Сбор анамнеза проводится путём беседы с родителями о пренатальном, натальном и постнатальном развитии ребёнка. Выясняются течение беременности, перенесённые заболевания матери, наследственные
заболевания родителей, различные вредности во время беременности. Отмечается протекание родов, состояние ребёнка в первые дни после них, перенесённые заболевания, особенности раннего развития. Логопед обязательно изучает специальную документацию, в первую очередь –медицинскую. Здесь важна преемственность в работе разных специалистов: невропатолога, педиатра, оториноларинголога, хирурга, окулиста и других. Все необходимые диагнозы заносит в речевую карту.
Дифференцировочный этап
Известно, что формирование речевой деятельности зависит от взаимовлияния многих факторов:
1. Протекания когнитивных процессов.
2. Сохранности речедвигательной сферы.
3. Сохранности слухового и зрительного гнозиса.
Для изучения когнитивных процессов применяются методики обследования мышления : доски Сегена, сбор пирамидки, матрёшки; «Четвёртый лишний», лабиринты, загадки, «Нелепицы», сбор конструктора, элементарные математические задания и т. д.
Обследование речедвигательной сферы включает:
1) Обследование мимической мускулатуры.
2) Обследование состояния моторики артикуляционного аппарата.
3) Обследование произвольной моторики пальцев рук.
4) Обследование развития общей моторики.
Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, обеспечивающееся нормальным функционированием слухового анализатора.
Даже при незначительном снижении слуха сужается сенсорная база для восприятия акустических признаков неречевых и речевых звуков, страдает слуховой контроль устной речи, что обусловливает, особенно в детском возрасте, формирование и закрепление в памяти неправильных звуковых стереотипов. Это приводит к недоразвитию импрессивной и экспрессивной речи.
Основной этап – обследование всех компонентов языковой системы сл№7
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.
Обследование звукопроизношения имеет два взаимосвязанных аспекта Г. В. Чиркина
1. Артикуляционный. Предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи.
2. Фонологический. Предполагает выяснение различения ребёнком системы речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях.
Обследование строения артикуляционного аппаратасл№8
1. Губы2. Зубы 3. Твердое небо4. Мягкое небо
Обследование дыхательной функции сл№9
1. Тип неречевого дыхания
2. Характеристика речевого дыхания
3. Объём речевого дыхания
4. Частота речевого дыхания
5. Продолжительность речевого дыхания
Обследование голосовой функции сл№10
1. Громкость голоса
2. Тембр
3. Атака голоса
4. Модуляция голоса
Обследование просодической стороны речи
1. Темп
2. Ритм
3. Паузация
4. Употребление основных видов интонации
Обследование звукопроизношениясл№11
Обследование звуков речи проходит поэтапно.
1) Обследование изолированного произношения.
2) Обследование произношения звуков в слогах
3) Обследование произношения звуков в словах.
4) Обследование произношения звуков в предложениях.
В логопедии принято различать четыре типа дефектов звукопроизношения:
1) отсутствие звука, 2) искажение звука, 3) замена звука, 4) смешение звука.
Далее идет Обследование фонематического восприятия. сл№12
Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Однако и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.
С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:
1. Узнавание, различение и сравнение простых фраз.
2. Выделение и запоминание определенных слов в ряду
3. Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем – в слогах и словах
4. Запоминание слоговых рядов, состоящих из 2 – 4 элементов 5.
5. Запоминание звуковых рядов.
Обследование понимания речи. сл№13
Прежде чем приступить к обследованию импрессивной стороны речи, логопед должен убедиться в том, что у обследуемого ребенка полностью сохранен физический слух. Имея объективные данные о нормальном состоянии физического слуха, логопед приступает к исследованию фонематического слуха. Обследование понимания речи включает следующие разделы.
*Обследование понимания слов.
*Обследование понимания предложений.
*Обследование понимания грамматических форм.
Обследование понимания слов сл№14
Обследование понимания предложений. сл№15
Обследование понимания грамматических форм. сл№16
При обследовании должна быть создана экспериментальная ситуация, при которой выполнение заданий исключает необходимость устного ответа испытуемого. Детям предлагается действовать по речевой инструкции, правильное выполнение которой возможно лишь при условии понимания ребенком заданных грамматических форм.
Приёмы обследования представлены вашему вниманию на слайдах.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСАсл№17
Прежде всего, важно вызвать и поддержать в процессе обследования эмоционально положительный настрой ребенка, благоприятный для общения. Желательно, чтобы выявление лексических средств языка, которыми владеет ребенок, проводилось в игровой форме.
Приемы обследования детей с полным или частичным отсутствием вербальных средств общения.
1) Называние ребёнком игрушек, действий с ними.
2) Называние ребёнком картинок.
Приемы обследования детей, владеющих вербальными средствами общения представлены вашему вниманию на слайде.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА сл№18
I. Приёмы обследования навыков построения предложениясл№19
II. Приёмы обследования грамматических изменений слов в предложении
сл №20
III. Приёмы обследования грамматического оформления на морфологическом уровне сл№21
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ№22
Используются следующие приё мы:
1) Пересказ (с опорой на готовый сюжет и предложенный авторский).
2) Рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картин.
3) Рассказ-описание или рассказ из личного опыта.
При анализе результатов обследования пересказа отмечается:
понимание содержания излагаемого;
самостоятельность пересказа;
полнота передачи текста;
последовательность изложения;
плавность изложения;
правильность оформления высказывания.
При анализе результатов обследования рассказа отмечается :
понимание содержания увиденного;
самостоятельность составления рассказа;
точность, полнота изложения;
последовательность рассказа;
лексико-грамматическое оформление.
Сл№23IV этап. Заключительный (уточняющий) .Включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.
В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи. сл№24