ксения рязанова
Консультация для педагогов «Театральное закулисье»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Цель: Рассмотреть этапы работы над спектаклем с детьми дошкольного возраста
Основные этапы работы над спектаклем:
1. Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
Публикация «Консультация для педагогов „Театральное закулисье“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
4. Поиск образа (определение характера героя, манера двигаться, говорить).
5. Поиск мизансцен (музыкально-пластического решения эпизодов, постановка танцев). Можно создавать с детьми эскизы декораций и костюмов.
6. Работа над текстом: предлагаемые обстоятельства и мотив поведения персонажей.
7. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в условиях публичности, закрепление отдельных мизансцен.
8. Репетиции по картинам с элементами декорации и реквизита (можно условным, с музыкальным оформлением.
9. Репетиция всей пьесы целиком - прогон (декорация, реквизит, костюм).
10. Премьера спектакля. Обсуждение.
Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по народным и авторским сказкам, можно провести беседу о жизни и быте людей того времени (во что одевались, чем питались, как общались, какие обычаи соблюдали, прослушивать музыку, рассмотреть художественные иллюстрации. Можно просматривать фильмы, они помогают почувствовать атмосферу сказочных событий, мультфильмы по произведению. Главное, преподнести детям так предлагаемое к инсценировки произведение, чтобы у детей оно вызвало эмоциональный отклик.
Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды (куски). Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга. Можно предложить ребятам игру «Продолжи после меня», когда они по цепочке, друг за другом пересказывают детали эпизода и упражнение «Придумай название» - дети сами придумывают названия определённым отрывкам (это позволяет выделить главное). Для более полного представления и наилучшего запоминания сюжета предлагаю игру «Чего не сказал?», в ходе которой дети внимательно слушают пересказываемый одним из детей эпизод и дополняют его деталями.
Третий этап - это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, но надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. С начала детям младшего и среднего дошкольного возраста мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет ведение диалога, но чувствуя поддержку (подсказку) педагога, дети начинают действовать более естественно и уверено, и их речь становиться разнообразнее и выразительнее. На этом этапе предлагаю использование упражнений и этюдов по формированию выразительности движений и мимики: «Угадай эмоцию», «Волшебники», «Различные походки», «Надень маску» и т. п., упражнения на развитие силы голоса, дикции и интонации, которые развивают и обогащают речь ребенка в целом, а также развивают умение сказать фразу в диалоге, текст в монологе, т. е. передавать словами характер какого-либо героя.
Четвертый этап - поиск образа, работа строится сначала как беседа; обсуждение характера героя, манера говорить, двигаться, Выслушиваем все варианты, кто как думает? Почему? Зачем? и т. д.
В обсуждении принимают участие все дети, но задача педагога, непринужденно, подвести именно к верному решению, объясняя, почему и как. Далее придумываем пластические этюды (походка, манера) и демонстрируем. На этом этапе приходится много говорить о работе актера и о роли. О том, что нет плохих ролей. Очень часто дети не хотят играть отрицательных героев, поэтому нужно объяснить детям, что задача актера показать эти отрицательные черты характера, поведения героя в нравственных целях. И еще один прием, которым можно воспользоваться, это в отрицательном герое ищем положительные качества, а в положительном отрицательные. В ходе художественно-творческой деятельности рекомендую нарисовать героев, что поможет более глубоко подумать об образах персонажей и их обсудить. Также можно воспользоваться одним из интересных приёмов «Придумай историю о…», когда дети придумывают, чем занимался герой до или будет заниматься после предлагаемой в произведении ситуации.
Пятый этап - поиск мизансцен. Создание декорации и костюмов.
Мизансцена - это размещение актеров, вещей, различных вещей (реквизит, элементы декорации) на сценической площадке в отдельные моменты спектакля. На этом этапе, юные (уже) актеры учатся действовать. Задача педагога помочь найти нужный (по логике действия) жест, движения, действие и подвести к этому действию ребенка, чтобы он действительно смог прожить какой то момент, что бы движение, действие было живым и оправданным, а не навязанным взрослым. Рекомендую подводить ребенка к этому, основываясь именно на его жизненном опыте, анализируя его жизненные ситуации, а чтобы ты сделал., если бы.? а как бы ты сказала, если бы). Также на этом этапе проходит знакомство детей с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле. А яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение, сначала они просто импровизируют под музыку, затем двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж.
Одновременно учатся создавать эскизы, делают рисунки отдельных картин, образов по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.
Шестой этап - это переход к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями и много раз, что позволяет детям быстро выучить практически все роли. Также рекомендую использовать для разучивания текста доступные детям виды театра. Чем характерен этот этап, что обращение к тексту пьесы продолжается от начала до конца работы над спектаклем. Для более интересного разучивания предлагаю использовать игры «Доскажи словечко», «Какие слова перепутались?».
В силу того, что обычно не хватает времени и детям надоедает «играть» в одну и ту же сказку предлагаю объединить следующие три этапа.
Седьмой этап - работа над ролью, восьмой этап - репетиция по картинам в разных составах, девятый этап - репетиции всей пьесы целиком. Я, опираясь на опыт работы с детьми по театрализованной деятельности, остановилась на оптимальном количестве сводных репетиций - две или три. Если до этого на репетициях некоторые декорации и реквизит были условными, то теперь используется подготовленный для спектакля реквизит, декорации, а также костюмы, которые помогают в создании образа.
Репетиции идут с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля, затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканость. Закреплять обязанности в подготовке реквизита и смене декораций.
И наконец - премьера - это всегда волнение, суета, ну и конечно, приподнятое, праздничное настроение. Аплодисменты!
Обсуждение не имеет смысла проводить сразу после выступления. Юные актеры еще слишком возбуждены и не смогут оценить свои успехи и неудачи. Но на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре отвечая на вопросы, что было хорошо, а что - нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость на сцене, отмечать выразительность и находчивость поведения на сцене, отмечая выразительность и находчивость отдельных исполнителей.
А задача педагога направить беседу в нужное русло своими вопросами, стараясь указать на основные промахи и недостатки, но в тоже время похвалить и отметить удачные и интересные моменты выступления.
И вот, актёры выступили, волнение позади, декорации разобраны, а у детей остались приятные воспоминания о «встрече с театром».
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!