Ирина Клочкова
Консультация для педагогов «Творческая деятельность вместе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая деятельность вместе с детьми.
Решение задач программы и достижение ее главной цели - тесно связана с нашей совместной с детьми творческой деятельностью
В процессе занятий и жизни вообще у детей часто возникают желания нарисовать или слепить услышанное и увиденное — то, что родилось в их воображении, как-то высказать свои впечатления, мысли и чувства. Эту возможность необходимо дать каждому ребенку. Следует помнить, что обмен мнениями, обсуждения, размышления — такой же творческий процесс, как и рисование или лепка. Способность индивидуально творчески мыслить у детей развивается в процессе обсуждения с ними увиденного в жизни, занятий, сочинительства сказок и рассказов, фантазирования, размышлений о чем-либо новом, необычном. Это имеет огромное значение в становлении творческой личности, потому что творческое воображение и мышление есть основа любого творчества.
Публикация «Консультация для педагогов „Творческая деятельность вместе с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Все мы, как умеем, в едином устремлении, увлеченные самим процессом творчества, рисуем, лепим, играем, помогаем друг другу, делимся впечатлениями и результатами, радуемся совместным удачам и утешаем друг друга в неудачах. Нужно стремиться чтобы, не останавливаясь на достигнутом, идти вперед к лучшему. Плохо, когда воспитатель и педагог лишь ходит над склонившимися детскими головками и поучает, как делать, а как не делать. Ребенок хочет сотрудничать с нами, быть нашим партнером во всем! И за это он благодарен нам.
Если в группе детского сада есть небольшой уголок детского творчества, созданный нами для различной творческой деятельности, он обязательно притянет ребят к себе и вызовет желание чем-то заниматься. Так же для любого творчества необходима свобода, то есть свобода восприятия и свобода выражения. Каждый человек, по праву данному ему самой жизнью, может видеть, чувствовать и выражать то, что у него внутри по-своему. Это одно из существенных прав человека и ребенка в частности. И мы всеми силами должны способствовать осуществлению этого права. Мы всегда должны помнить, что с нами рядом хоть и маленькая, но индивидуальность, наш партнер по жизни и творчеству, с которым надо так же считаться, как и с самими собой, у которого всегда есть чему поучиться тоже. Дети очень любят сотворчество.
Чтобы не погасить у детей интерес и любовь к рисованию, мы предлагаем детям качественные изобразительные материалы: карандаши, краски, восковые мелки, альбомы или большие листы плотной бумаги и мн. др. Правильно продуманное рабочее место, с учетом возраста, помогает избежать недоразумений и растерянности у ребенка. Хороши в детском творчестве мольберты со специальными зажимами. Важно чтобы дети проявляли максимальную самостоятельность. Нужно отметить, что рисование, как и другие виды творчества, — не праздное развлечение, а труд. Печально видеть, когда малыш не в состоянии самостоятельно работать, сделать элементарное: вытереть за собой опрокинутую водичку или помыть кисточку. При разговоре с родителями выясняется, что за этими детьми дома все делают мама, бабушка и детям даже в голову не придет, что они что-то могут сделать сами. Необходима согласованность между родителями и педагогами-воспитателями.
Хорошо, если окружающие ребенка взрослые научат его наблюдательности. Очень важно на кануне занятия проводить наблюдения за теми объектами, которые предстоит рисовать
(строение дерева, животное, полет птицы, поземка, дождь….)
Как же протекает занятие? После просмотра репродукций или красочного альбома, небольшой прогулки среди природы или рассказанной сказки, прослушанной музыки, а также рассказа педагога, сопровождающегося рисунком самого рассказчика, дети подходят к своим рабочим местам (столам или мольбертам) и начинают творить. Хорошему настрою поможет звуковое сопровождение - приятная мелодия, звуки природы, пение птиц.
Ребенку интересно видеть: как оживают краски, как они двигаются, сливаются, превращаются. Самое главное помочь детям поверить в свои силы, учить не бояться рисовать, проявлять упорство создать красоту. Если поощрять ребенка, радоваться его успехам и стараниям- мы получим большую отдачу в виде благодарности и большого желания преуспеть в творчестве.
В младшем возрасте дети еще не могут создавать понятные и привычные нам изображения, это дальнейшая ступень. Поэтому мы рассматриваем с ними целостные образы: Небо, Ветер, Море, Лес, Солнце, Цветок, Птица, Бабочка и т. д. Бывает, что ребенок порисовал 2-3 минуты и уже устал, не знает что делать. Важно помочь ему преодолеть себя хоть на 1-2 секунды сегодня, на 5-6 завтра. Так постепенно он научится себя преодолевать и тем самым достигать новых рубежей. Все это необходимо каждому человеку, независимо от профессии, возраста или материального положения
Дети 3-4 лет
Сверхзадачей этого возраста в рисовании является знакомство и постепенное овладение средствами выражения - карандашами, кистью, акварелью, гуашью. Хорошее распознавание цветов и точное их название, координация рук при работе с красками и карандашами, овладение основными линиями (плавная, прямая, зигзаг).
Дети 4—5 лет
В этом возрасте дети уже способны постепенно передавать силуэт и точно определять то, что рисуют. Рисуем акварелью сразу, смело. Линию кистью проводим один, максимум 2 раза, чтобы не испортить цвет, не нарушить его жизнь. Хорошо использовать в рисовании восковые мелки или жировую пастель, имеющие сочную широкую линию на бумаге, что доставляет удовольствие детям. Заниматься можно на мольбертах (правильная осанка, зрение, психологическая раскрепощённость, за столами, на полу, где можно разложить планшеты с листами бумаги и подносы с необходимым инструментом. Следует помнить- при рисовании (как и писании) за столами без наклона происходит перспективное искажение изображения, быстрее устают глаза, спина. Также стол ограничивает возможности перемены положения тела и размер листа бумаги.
Дети 5—6 лет
В этом возрасте дети с удовольствием рисуют сюжеты сказок, легенд, изображают свои впечатления, более точно передают свои наблюдения. Здесь мы больше совершаем наблюдений за природой, сравниваем, сопоставляем, а затем рисуем, не исключая фантазии и воображения. Ребята в этом возрасте способны заметить большее количество оттенков разного цвета — в зеленой траве, голубых, синих, розовых, фиолетовых в небе, утром, днем, вечером при закате, снега утром и вечером и т. д. Для развития этой способности нужно иметь наборы карандашей, мелков, фломастеров с достаточным количеством цветов и оттенков.
Дети 6-7 лет
К этому возрасту дети приобретают богатый опыт визуального восприятия и творческого рисования, их фантазия, воображение стали богаче и разнообразнее. На этом этапе детей можно познакомить со сложными цветами, которые получаются при смешивании основных трех цветов — желтого, красного, синего. Мы узнаем, какие цвета и оттенки называются теплыми, а какие холодными. Не надо игнорировать смешанных техник, когда в одном рисунке участвуют и восковые мелки, и акварель, и цветные карандаши.
Чтобы открыть в детях различные грани таланта, важно не останавливаться только на одном виде творчества, стараться попробовать всевозможные материалы, научиться с ними работать.
Родители желают, как правило, увидеть конечный результат творчества своего ребенка. Но мы-то знаем, что главное в творчестве не конечный продукт, а сам процесс. Мы занимаемся с детьми творчеством не ради конечного результата, а ради процесса, в котором происходит и воспитание, и раскрытие, и познание, и развитие. Необходимо говорить родителям всегда что-то положительное о ребенке, о том, что он сделал самостоятельно, в чем-то преодолел себя, свою неуверенность, страх, лень, совершил пусть маленькое, но усилие, чтобы сотворить задуманное.
Будем допускать в каждом занятии немного импровизации или каких-то новых решений.
Главное, чтобы у детей было как можно больше положительных эмоций и желание не останавливаться на достигнутом.