Татьяна Кораблёва
Консультация для воспитателей «Театральная студия в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Театральная студия в нашем ДОУ работает по программе,созданой на основе учебной развивающей программы Щеткина А. В. «Театральная деятельность в детском саду» и Черешневой О. А. «Развитие коммуникативных способностей средствами театральной деятельности» с использованием игровых приемов программы «Маленький актер» Григорьевой Т. С.
Задачи программы:
Публикация «Консультация для воспитателей „Театральная студия в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- формирование познавательного интереса к сценическому искусству, последовательное знакомство детей с видами театра, воспитание театральной культуры дошкольников;
- развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения (умения перевоплощаться, снижение зажатости и скованности;
- развитие музыкального слуха, чувства ритма, пластической выразительности (умения пользоваться жестами, мимикой, создавать образы живых существ с помощью пластических движений);
- развитие речевого дыхания, правильной артикуляции, дикции, выразительности речи и интонации (развивать умение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства);
Содержание программы «Театральная студия» : игровые упражнения, дидактические и театрализованные игры носят яркий креативный характер, предусматривают возможность самовыражения, творческой импровизации, выдумки, фантазии.
Дети выступают перед зрителями с постановками сказок, спектаклей. Это способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогают ему продемонстрировать свою позицию, умения, знания, фантазию.
Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Формы и режим занятий театральной студии.
Программа рассчитана на четыре года. Предполагается возможность начать обучение с любого момента поступления ребенка в студию, т. к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все эти виды деятельности взаимосвязаны.
Ведущей формой организации занятий являются – групповая, подгрупповая и индивидуальная. Формами контроля усвоения материала программы являются диагностика творческих и речевых способностей детей, открытые театрализованные мероприятия, постановка спектаклей для родителей и воспитанников детского сада.
В процессе реализации программы используются такие формы работы с детьми как:
• чтение и совместный анализ сказок, сочинение сказок;
• работа над спектаклем;
• театральная игра;
• ритмопластика;
• культура и техника речи;
• рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий;
• пантомимические этюды и упражнения;
• дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры;
• разучивание стихов, басен, чистоговорок.
Существуют правила работы с детьми в театральной студии :
• осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний;
• начинать с простого, чтобы вселить уверенность в свои силы, дать возможность почувствовать результат;
• побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение;
• прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.
• при неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, поэтому нужно использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.
Развивающая деятельность в театральной студии включает приемы, соответствующие дошкольному возрасту детей:
1. Слушание и проигрывание коротких сказок, басен и стихотворений позволяет раскрыть перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, затем творчески отображают через героев происходящие в ней события. Придумывают свое содержание к знакомой сказке. Разыгрывают ситуацию собственного сочинения. Данный метод даёт возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. С детьми старшего дошкольного возраста разыгрываются такие этические произведения, как стихотворение «Поссорились» А. Кузнецова, «Прятки» З. Александровой, басни И. Крылова «Стрекоза и муравей», «Волшебный сон» И. Выготской, «Тузик» А. Прокофьева, сказок «Красная шапочка» Ш. Перро, русской народной сказки «Теремок».
2. Творческие задания направлены на разыгрывание жизненных ситуаций, формирующих положительный образ героев. Детям предлагается выполнить различные творческие задания, например:
- покажите, как папа дарит маме цветы, говорит ей приятные слова;
- задания - этюды: «Покажи вкус яблока»,»Вкусные конфеты» «Цветы», «Изобрази, что в шкатулке», пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?», «Превращения предмета», «Как из мамы -Золушки сделать маму-Принцессу» и другие.
3. Задания по ритмопластике помогают понять характер каждого изображаемого героя: дети любят выполнять упражнения: «Медведи в клетке», где нужно изобразить движения мамы-медведицы и маленьких глупых медвежат. «Птичий дворик» - движения разных птиц. В сказке «Зайчик и ежик», Зайчик – добрый герой, и его надо играть весело, задорно. Ежик – труженик. Он ходит медленно; он очень ласковый, всех угощает яблоком или ягодами. В упражнении «Встретим солнце» дети понимают, что если солнце на небе – это всегда хорошо, у всех на земле замечательное настроение. Ему навстречу нужно широко расставить руки, раскрыть глаза и улыбнуться. Дети с удовольствием выполняют упражнения для рук, ведь руки – главный орган движения с точки зрения актера. Они могут многое рассказать зрителям: «Угадай, что я сказал руками?», «Изобрази плавники рыбы, волны, лепестки цветка и т. д.», «Расскажи стихи руками», «Заколдованный ребенок» (показать жестами различные предметы и явления»
4. Музыкально-ритмические импровизации: «Осенние листья», «Плывут облака», «Бабочки». При исполнении импровизаций используются музыкальные отрывки произведений Д. Кабалевского «Мотылек», Э. Грига «Утро», М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке», вальсы, марши и другие музыкальные мелодии, располагающие к движению, раскрепощению.
5. Театральные игры бывают разные. Целью театральных игр является развитие внимания, фантазии, наблюдательности, формирование умения выражать свои эмоции, перевоплощаться в образы героев, развивать чистоту речи, ритмичность, культуру диалога. Например: театральная игра «Одно и то же по-разному» развивает воображение и фантазию детей, ведь одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному: «Изобрази, как можно сидеть… у телевизора дома, или в кабинете врача, или с удочкой на берегу реки, или за шахматной доской». Игры «День рождения», «Поварята» предполагают действия с воображаемыми предметами. Дети очень любят изображать из себя животных и птиц, героев знакомых сказок и, даже, овощи и фрукты или различные блюда и кушанья.
6. Метод сказкотерапии используется для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Пугало» или «Карабас-Барабас», педагог спрашивает у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагается детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали те предметы, которых они боятся -змей, собак, пауков. Что бы страх ушел, нужно смять листок бумаги с рисунком в комочек и выбросить. Так уходит Страх.
7. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях Ольга Владимировна использует театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых и уверенных в себе, робких и смелых героев: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе». В играх на развитие мимики и пантомимики можно предложить детям карточку с изображением сказочного героя и показать: как ходит этот герой сказки, как он садится на стул, как умывается и чистит зубы, как играет на пианино, как ест свое любимое блюдо. Дети любят изображать разное настроение героя стихотворения Н. Померанцева «Разное настроение»
8. Метод обратной связи направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, сказок высказывание своих впечатлений, проигрывание настроений героев.
Темы бесед и обсуждение правил этикета понятны и интересны детям: «Поступай с другими так, как хотел бы ты, что бы поступали с тобой», «Все профессии -важны, все профессии – нужны», «Чистота – лучшая красота»
В беседах о театре педагог совместно с детьми обсуждает вопросы: что такое этикет, как нужно одеться в театр, как входить в театр, как сидеть во время действия, что делать во время антракта, можно ли в театре есть, пить и жевать жвачку. В течение учебного года дети совместно с педагогом систематически посещали постановки для детей в театре Драмы им. Достоевского, в Малом театре. Совершали экскурсии в музеи и библиотеки города.
Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей, изготовлению атрибутов театральных представлений. На утренниках в детском саду родители громкими аплодисментами встречают детей-актеров, радуются, когда видят ранее застенчивых и стеснительных своих детей в роли различных героев, смелых и решительных, смешных и добрых. Аплодируют хорошим рассказчикам, которые не просто читают стихи, а сопровождают чтение яркими образными жестами, мимикой, пластикой, движениями.
Ожидаемые результаты были видны уже к концу учебного года, они соотнесены с задачами и содержанием программы.
Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития. В настоящее время дети подготовительной группы активно откликаются на посещение театра, на драматические постановки собственными силами, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сценки, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.