МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»

Наталья Лукоянова
Консультация для педагогов «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»

«Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»

Речь является одним из важных приобретений ребенка в раннем возрасте.

Публикация «Консультация для педагогов „Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста“» размещена в разделах

В активизации речевой деятельности детей раннего возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Малыши 3- его года жизни быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Резко увеличивается способность подражать воспроизводить услышанное. Речь становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Дети хорошо понимают все, о чем говорит с ними взрослый, что касается их непосредственного окружения, связано с переживаниями детей.

К концу третьего года жизни малыши не только слушают, но и понимают литературные произведения, рассказы взрослых, что, безусловно, обогащает их значения и речевой опыт.

В работе данного направления ставлю перед собой цель:

Развитие активной речи детей раннего возраста средствами театрализованных игр.

Задачи:

• целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря средствами театрализованных игр;

• вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности;

Формировать:

• потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением;

• способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы;

• поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);

• побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;

• формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам.

Для того, чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством театрализованных игр, мной учитываются возрастные и психофизические особенности детей. Использование театрализованных игр не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор литературных произведений осуществляется с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития.

В своей работе мы выделили два направления:

1) Использование театрализованных игр в играх – занятиях по развитию речи мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д.

2) Использование театрализованных игр в повседневной жизни.

В группе имеется «Театрализованный уголок», где представлены сказки, в соответствии с программой, имеется ширма; нагрудные маски «Колобок», «Теремок».

• Плоскостной театр : «Колобок», «Теремок».

• Настольный (деревянный театр) «Колобок», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Теремок». Театр-рукавичка «Колобок», «Репка», «Теремок».

• Пальчиковый театр «Колобок», «Репка», «Теремок», «Маша и медведь».

Театр на фланелеграфе «Колобок», «Репка», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

Ввиду того, что речь детей раннего возраста имеет этапность в развитии, поэтому для каждого речевого этапа подобраны и театрализованные игры, причем для успешного решения поставленных задач мной составлена картотека по развитию речи в интеграции с задачами по театрализованной деятельности.

Первоначально формируем умение слушать образную речь, воспроизводить звукосочетания, слова, так же знакомим детей с сюжетными игрушками, я показываю и называю разнообразные действия с ними. На данном этапе театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, пассивное участие в импровизациях).

• Игра-ситуация «На нашем дворе»

Цель: Вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.

Для разыгрывания этой небольшой сценки использовали театр резиновых игрушек.

Театр конусной игрушки. «Заюшкина избушка» Цель: поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра.

На данном этапе с детьми ведем беседы по содержанию сказок, рассматриваем иллюстрации к сказкам.

• Рассказ и показ сказки «Курочка Ряба», беседа по содержанию сказки.

Цель: Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, дослушать сказку до конца. Побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз.

На слайде вы видите, как мы ведем беседу по сказке «Курочка Ряба». Дети активно обсуждают героев, их поступки. В беседе по сказке используем театр на фланелеграфе.

• Во время режимных моментов, при разыгрывании сценок по стихотворениям А. Барто «Игрушки», цель которых, познакомить со стихотворениями, учить детей при повторном чтении выполнить характерные действия, повторяя за педагогом строки текста. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях.

Здесь я предоставляла детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизировала их речь, и закреплялись игровые действия с помощью настольного театра игрушек.

• Игра-ситуация «Выходили утята на лужок»

Цель: Развивать интонационно-речевые умения детей; познакомить с новой сказкой; учить следить за словами и действиями героев-игрушек.

Особое внимание уделяю интонационной выразительности. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.

Стала утка звать утят,

Своих маленьких ребят:

– Где вы, детки, кря-кря-кря?

– Отзовитесь, кря-кря-кря!

Утята (дети). Кря, кря! Кря, кря!

Утка.

Повела утят во двор,

Затевала разговор:

– Кря-кря-кря, водица

Есть у вас в корытце?

Утята. Кря, кря! Кря, кря!

Одни и те же слова при последующих повторениях произношу, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.

Театрализованная игра по сказке «Колобок».

Цель: Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажами. Предложить детям следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации, развивать внимание и наглядно - действенное мышление; учить называть персонажей и их действий. Закреплять в речи названия животных и их признаков; расширять активный словарь: круглый, румяный, рыжая и хитрая, косолапый и т. д. Для демонстрации сказки использую театр на фланелеграфе.

Далее начинаем знакомить детей с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.

Дети очень полюбили потешки игрового характера, активно участвовали в изображении сопутствующих потешкам действий. При чтении потешки «Огуречик, огуречик…», проводили игры на прогулке. Цель: Развитие внимания, обогащение словарного запаса; воспитание осторожного поведения; освоение ласкового обращения (огуречик, хвостик, мышка).

Знакомя детей с некоторыми потешками во время режимных моментов «Наши уточки…» мы побуждали их к подражанию крику птиц, животных.

Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда я появляюсь в роли Бабушки-Забавушки, в русском сарафане, они с интересом рассматривают мой костюм, корзиночку, которую я держу в руках. С восторгом встречают игру «Коза рогатая». Цель: Стимулировать участие детей в исполнении потешек, прибауток с педагогом : договаривание слов, выполнение движений, подражание игровым действиям. Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой - забавушкой, рассказывать ей о козе.

Мы учили малышей действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. Для этого проводили игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально сама проговаривала и сама проделывала движения, а дети слушали и смотрели. Затем они точно выполняли движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…»

Или в игре – ситуации: «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить», мы учили отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учили сочетать движения и речь.

Итогом работы по развитию речи средствами театрализованных в раннем возрасте стало проведение игр – театрализаций. Проведению игры-театрализации предшествует целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру-театрализацию «Колобок», провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.

К 3 годам мои воспитанники узнают персонажи сказок, знают их содержание «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят». У детей наметилась положительная динамика в развитии речи. Средствами театрализованных игр я вовлекала детей в диалог, обогащала активный словарь детей, развивала навыки фразовой речи, что благоприятно повлияло на развитие детей.

Конечно, основы театрализованной деятельности только начинают закладываться в раннем возрасте, и дети принимают поначалу лишь пассивное участие в роли зрителей, но при грамотном руководстве воспитателя сформировать необходимые умения не только возможно, но и необходимо

В заключение необходимо отметить, что театрализованные игры способствуют не только развитию умственной деятельности, но и тесно связаны с совершенствованием речи : работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»
Опубликовано: 22 сентября 2020 в 13:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лукоянова (УИ 2139749) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД