Тимошенко Анна
Консультация для педагогов «Сюжетные игры с дошкольниками 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетная игра - один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации дошкольников.
Центральной характеристикой сюжетной игры, отличающий ее от игры с правилами, является наличие воображаемой ситуации (сюжета, которая и определяет смысл и содержание деятельности. В процессе игры дети учатся выстраивать связный сюжет, а взрослые передают им способы его построения.
В сюжетной игре происходит развитие воображения ребенка, его способности понимать другого, улавливать смыслы человеческой деятельности.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
Развивать сюжетную игру ребенка следует, играя вместе с ним, демонстрируя в процессе игры способы условного поведения.
Взрослый может:
- инициировать игру, втягивая в нее детей;
- подключаться к уже возникшей игре ребенка, усложняя ее изнутри игрового процесса.
Инициируя игру, взрослый описывает целостное сюжетное Событие (воображаемую ситуацию) и использует опорный игровой предмет, позволяющий открыть для ребенка все проекции игры. Взрослый обозначает роль (ролевая проекция, обозначает пространство действия (пространственная проекция). Теперь их надо включить в смысловое поле игры. Цель взрослого расширить горизонт игры хотя бы до двух Событий.
Сюжетную игру надо начинать с правильной организации предметной игровой среды в групповом помещении. Работа по развитию игры – каждодневная, кропотливая (она проводится в период, отведенный для свободной деятельности детей). Основной период для нее – время после полдника, до выхода на прогулку. Это примерно 1 час. В игровом часе следует задействовать 2 тактики воспитателя: инициативную игру и подключение к игре, начатой ребёнком. Имеет смысл наметить 1-2 инициативные игры взрослого. Одну инициативную игру можно спланировать на конкретного ребенка. Другую – следует наметить для детей, которые откликнутся на действия взрослого. Так как дети могут не принять предложенную тематику, надо иметь еще хотя бы одну тему «про запас», чтобы у них был выбор. Для подключения к начатой детьми игре нужно наметить конкретную пару партнеров. Не стоит ограничиваться в игре с детьми только социобытовой тематикой. Широкое поле для разнообразия открывает детская художественная литература.
Еще возможный приемы внесения тематического разнообразия в игру – приписывание роли имени собственного. Ведь можно предложить ребенку роль доктора, а можно – роль доктора Айболита, доктора Пилюлькина и т. д.
Поможет разнообразить игру и конкретизация События через предметно-пространственную обстановку. Например – действие за рулем (простая «езда») могут быть превращены во множество Событий, если вокруг руля обозначить не машину, а «поезд» (нужен машинист, «самолет» (нужен летчик, «корабль» (нужен капитан). Здесь и функциональное действие с «рулем» и обобщенная ролевая игра (водитель-пассажир, казалось бы одно и те же, но каждый раз открываются новые возможности для развития сюжета.
Если воспитатель будет внимательным наблюдателем, новую тематику для игры подскажут сами дети.
Подбирая предметный материал для любого вида деятельности детей, мы должны руководствоваться общими принципами соответствия этого материала специфике деятельности и возрастным возможностям детей. Для детей второй младшей группы полезны игрушки-персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских передач, с которыми ребенок может разыгрывать сюжетные события. Для такой игры нужно несколько тематических наборов, включающих по 2-3 персонажа из одного смыслового контекста. Эти персонажи могут иметь вид обычных кукол или наручных би-ба-бо, плоскостных фигур на подставках.
Желание ребенка принять на себя ту или иную роль в игре может быть поддержано ролевыми атрибутами, подчеркивающими, что он в игре «иной» (не Вася или Маша, а доктор, пекарь, строитель и т. п.). Это должны быть лаконичные костюмные детали (которые можно очень быстро надеть и снять, пригодные не только для одной конкретной роли, но для целого спектакля ролей. Примером могут служить плащи-накидки, белые шапочки, каски (по 2-3 экземпляра на группу, также легкие маски сказочных персонажей.
Игрушки-предметы – это предметы домашнего обихода – по 2-3 набора посуды (крупного и среднего размера, несколько сумок, корзинок, пара утюгов, молоток, 2-3 комплекта постельных кукольных принадлежностей. Появляются предметы профессионального назначения – полосатый жезл, весы, бинокль, 2-3 набора медицинских принадлежностей, а так же средства связи (2-3 телефона).
Крупные игрушки, моделирующие транспортные средства, сохраняют свое значение (на группу достаточно по паре грузовиков, складных колясок, коней на палочке, одной тележки на колесиках). К ним присоединяется разнообразный транспорт среднего размера: несколько разные автомобилей, лодка, корабль, пара самолетов, трактор и т. п. Для игры важно, чтобы все эти игрушки позволяли усадить в них водителей и пассажиров поместить грузы, то есть транспорт должен быть с открытым верхом. В группе должны быть и автомобили специального назначения: машина скорой помощи, полиции, пожарных.
Игрушки-маркеры – для детей 3-4 лет, являются примерно такими же как и в первой младшей группе (мебель для крупных кукол, макеты домика и автомобиля). Их состав может быть обогащен «ширмой» (имеющей широкий спектр применения – для магазина, аптеки и пр. в зависимости от детских игровых интересов).
Активнее используется крупный строительный набор, детали которого служат маркерами игрового пространства (для обозначения домиков, гаражей, зоопарков и пр., в связи с тематикой детской игры).
Сожетообразующие наборы становятся более мобильны, чем в предыдущей группе. Воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим, соединять их по смыслу сюжета, то есть постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки.