Елена Мягкова
Консультация для педагогов «Создание комплексной модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптационный период – серьезное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста : из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита. Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Создание комплексной модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого “несадовского” ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения.
Анализ деятельности дошкольного учреждения в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна : воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку. Некоторые из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Многие родители относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.
Поэтому, в нашем ДОО возникла необходимость в создании комплексной модели психолого-педагогического сопровождения младших дошкольников к условиям ДОО.
Поэтому коллективом ДОО на данном этапе решаются следующие задачи:
• Анализируется психолого-педагогический опыт по проблеме адаптации младших дошкольников к ДОО.
• Создаются благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, позволяющие облегчить вхождение в коллектив сверстников.
• Разрабатывается психолого-педагогическая программа по взаимодействию психолога, педагогов и родителей для успешной адаптации младших дошкольников к ДОО.
• Разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших дошкольников к условиям образовательного учреждения.
• Реализовывается модель социального партнёрства дошкольного учреждения с родителями
Подготовка к адаптационному периоду в группе начинается до начала приема в неё детей.
На подготовительном этапе старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, врач осуществляют: подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала, дидактических и подвижных игр для детей раннего возраста, пополняют предметно-развивающую среды первой младшей группы. Ведут подбор диагностического материала; разработку анкет, карты состояния здоровья, социально-демографического паспорта семьи; разработку информационного материала для родительского уголка «Первые шаги», а также продумывают план работы с детьми и родителями группы.
С приходом детей в группы осуществляется составление психологического портрета ребенка на основе бесед и анкетирования родителей и наблюдений воспитателей и специалистов, работающих с группой: врача, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Педагогом-психологом осуществляется первичная диагностика, сбор информации, наблюдение с целью определения факторов затрудняющих адаптацию, изучаются сильные стороны ребенка и его адаптационные возможности. Составляется прогноз адаптации ребёнка к детскому саду, что позволяет вовремя скорректировать возможные трудности. Осуществляется консультирование и психолого-педагогическое просвещение родителей и воспитателей по вопросам адаптации, что способствует формированию активной позиции родителей к процессу адаптации детей. С целью психологического просвещения родителей разработаны систематические циклы лекций, бесед и встреч с родителями. Тематика их обусловлена особенностями развития детей раннего возраста и наиболее частыми вопросами со стороны родителей, которые важны для понимания благополучного психического развития ребёнка : «Ваш ребёнок идет в детский сад», «Игра и развития личности дошкольника», «Кризис трёх лет», «Формирование социально-бытовых навыков у детей раннего возраста», «Формирование предметной деятельности и навыков игры у детей раннего возраста», «Если ребёнок сосёт пальцы», «Как справиться со слезами ребёнка при расставании с родителями», «Маматерапия или лечение маминой любовь». Большое внимание уделяем оформлению информационных стендов, памяток, публикаций на интернет-сайте ДОО для родителей детей раннего возраста. Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками способствует формированию навыков социального поведения и снятию психоэмоционального напряжения. В своей работе использую методы, разработанные Ю. А. Афонькиной, А. С. Роньжиной, К. Л. Печерой, Н. Я. Семагой. Для решения задачи психологического сопровождения социально-личностного развития ребёнка раннего возраста использую диагностические технологии Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермоловой.
Врачом анализируются медицинская карта ребенка, осуществляется наблюдение и заключение за состоянием его здоровья, консультируются родители и педагоги на протяжении всего адаптационного периода.
Воспитатели оказывают помощь и поддержку детям в адаптации к условиям ДОО. Проводимые ими в течение года игры с речевым сопровождением : хороводы, песенки, потешки, стишки, «ладушки», «догонялки» способствуют преодолению стрессовых состояний у ребёнка, снятию эмоционального и мышечного напряжения. На протяжении года воспитатели овладевают методами проведения в адаптационный период групповых занятий, которые приводят к снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревожности и агрессивности воспитанников. Воспитателями проводятся индивидуальные консультации родителей, изучаются особенности воспитания и их педагогические возможности. Рекомендации воспитателей позволяют оптимизировать взаимодействие родителей с детьми на этапе адаптации.
Количество обращений родителей за индивидуальными консультациями к воспитателям и специалистам ДОО свидетельствует о возросшей степени доверия и росту заинтересованности в получении квалифицированной психолого-педагогической помощи. При этом отмечается положительная динамика в формировании детско-родительских отношений, смена родительских установок на позитивные и выработке у родителей адекватного стиля воспитания ребёнка раннего возраста с учетом его потребностей и особенностей.
Работа с музыкальным руководителем позволяет, выявит особенности эмоциональной отзывчивости на музыку, выявлять индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы и корригировать их у детей раннего возраста в процессе проведения музыкальных занятий. Позволяя в дальнейшем детям переносить усвоенные на занятии способы деятельности в новые ситуации в группе, способствуют проявлению у них инициативы, ярких положительных эмоций, и переживанию чувства гордости за результат своей деятельности.
Работа инструктора по физической культуре с детьми раннего возраста позволяет нам выявить и изучить особенности моторной регуляции действий, координации и ловкости и вынести заключение о психомоторном благополучии (неблагополучии) воспитанников. Данные занятия развивают навыки группового взаимодействия у детей, способствуют сохранению и укреплению здоровья воспитанников ДОО.
На основе полученных данных специалистов выявляются индивидуальные потребности ребёнка, обусловленные его индивидуально-психологическими особенностями, формулируются задачи для проектирования индивидуального образовательного маршрута, осуществляются рекомендации по созданию условий индивидуализации образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями. В ходе взаимодействия специалисты проявляют позитивное отношение ко всем детям, демонстрируют конструктивные способы поведения, оказывают информационную поддержку родителям.
Итак, создание комплексной модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к условиям ДОО, позволяет нам сформулировать ожидаемые результаты от её проведения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОО.
• Повышение компетентности педагогов и родителей в воспитании и развитии детей раннего возраста.
• Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени.
• Привлечение родителей к осознанному воспитанию детей совместно с медико-психологической службой ДОО.
• Становление партнерских отношений между ДОО и семьями воспитанников. Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.