Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Создание комплексной модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста»

Елена Мягкова
Консультация для педагогов «Создание комплексной модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптационный период – серьезное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста : из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита. Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.

Публикация «Консультация для педагогов „Создание комплексной модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста“» размещена в разделах

В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого “несадовского” ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения.

Анализ деятельности дошкольного учреждения в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна : воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку. Некоторые из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Многие родители относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.

Поэтому, в нашем ДОО возникла необходимость в создании комплексной модели психолого-педагогического сопровождения младших дошкольников к условиям ДОО.

Поэтому коллективом ДОО на данном этапе решаются следующие задачи:

• Анализируется психолого-педагогический опыт по проблеме адаптации младших дошкольников к ДОО.

Создаются благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, позволяющие облегчить вхождение в коллектив сверстников.

• Разрабатывается психолого-педагогическая программа по взаимодействию психолога, педагогов и родителей для успешной адаптации младших дошкольников к ДОО.

• Разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших дошкольников к условиям образовательного учреждения.

• Реализовывается модель социального партнёрства дошкольного учреждения с родителями

Подготовка к адаптационному периоду в группе начинается до начала приема в неё детей.

На подготовительном этапе старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, врач осуществляют: подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала, дидактических и подвижных игр для детей раннего возраста, пополняют предметно-развивающую среды первой младшей группы. Ведут подбор диагностического материала; разработку анкет, карты состояния здоровья, социально-демографического паспорта семьи; разработку информационного материала для родительского уголка «Первые шаги», а также продумывают план работы с детьми и родителями группы.

С приходом детей в группы осуществляется составление психологического портрета ребенка на основе бесед и анкетирования родителей и наблюдений воспитателей и специалистов, работающих с группой: врача, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Педагогом-психологом осуществляется первичная диагностика, сбор информации, наблюдение с целью определения факторов затрудняющих адаптацию, изучаются сильные стороны ребенка и его адаптационные возможности. Составляется прогноз адаптации ребёнка к детскому саду, что позволяет вовремя скорректировать возможные трудности. Осуществляется консультирование и психолого-педагогическое просвещение родителей и воспитателей по вопросам адаптации, что способствует формированию активной позиции родителей к процессу адаптации детей. С целью психологического просвещения родителей разработаны систематические циклы лекций, бесед и встреч с родителями. Тематика их обусловлена особенностями развития детей раннего возраста и наиболее частыми вопросами со стороны родителей, которые важны для понимания благополучного психического развития ребёнка : «Ваш ребёнок идет в детский сад», «Игра и развития личности дошкольника», «Кризис трёх лет», «Формирование социально-бытовых навыков у детей раннего возраста», «Формирование предметной деятельности и навыков игры у детей раннего возраста», «Если ребёнок сосёт пальцы», «Как справиться со слезами ребёнка при расставании с родителями», «Маматерапия или лечение маминой любовь». Большое внимание уделяем оформлению информационных стендов, памяток, публикаций на интернет-сайте ДОО для родителей детей раннего возраста. Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками способствует формированию навыков социального поведения и снятию психоэмоционального напряжения. В своей работе использую методы, разработанные Ю. А. Афонькиной, А. С. Роньжиной, К. Л. Печерой, Н. Я. Семагой. Для решения задачи психологического сопровождения социально-личностного развития ребёнка раннего возраста использую диагностические технологии Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермоловой.

Врачом анализируются медицинская карта ребенка, осуществляется наблюдение и заключение за состоянием его здоровья, консультируются родители и педагоги на протяжении всего адаптационного периода.

Воспитатели оказывают помощь и поддержку детям в адаптации к условиям ДОО. Проводимые ими в течение года игры с речевым сопровождением : хороводы, песенки, потешки, стишки, «ладушки», «догонялки» способствуют преодолению стрессовых состояний у ребёнка, снятию эмоционального и мышечного напряжения. На протяжении года воспитатели овладевают методами проведения в адаптационный период групповых занятий, которые приводят к снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревожности и агрессивности воспитанников. Воспитателями проводятся индивидуальные консультации родителей, изучаются особенности воспитания и их педагогические возможности. Рекомендации воспитателей позволяют оптимизировать взаимодействие родителей с детьми на этапе адаптации.

Количество обращений родителей за индивидуальными консультациями к воспитателям и специалистам ДОО свидетельствует о возросшей степени доверия и росту заинтересованности в получении квалифицированной психолого-педагогической помощи. При этом отмечается положительная динамика в формировании детско-родительских отношений, смена родительских установок на позитивные и выработке у родителей адекватного стиля воспитания ребёнка раннего возраста с учетом его потребностей и особенностей.

Работа с музыкальным руководителем позволяет, выявит особенности эмоциональной отзывчивости на музыку, выявлять индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы и корригировать их у детей раннего возраста в процессе проведения музыкальных занятий. Позволяя в дальнейшем детям переносить усвоенные на занятии способы деятельности в новые ситуации в группе, способствуют проявлению у них инициативы, ярких положительных эмоций, и переживанию чувства гордости за результат своей деятельности.

Работа инструктора по физической культуре с детьми раннего возраста позволяет нам выявить и изучить особенности моторной регуляции действий, координации и ловкости и вынести заключение о психомоторном благополучии (неблагополучии) воспитанников. Данные занятия развивают навыки группового взаимодействия у детей, способствуют сохранению и укреплению здоровья воспитанников ДОО.

На основе полученных данных специалистов выявляются индивидуальные потребности ребёнка, обусловленные его индивидуально-психологическими особенностями, формулируются задачи для проектирования индивидуального образовательного маршрута, осуществляются рекомендации по созданию условий индивидуализации образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями. В ходе взаимодействия специалисты проявляют позитивное отношение ко всем детям, демонстрируют конструктивные способы поведения, оказывают информационную поддержку родителям.

Итак, создание комплексной модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к условиям ДОО, позволяет нам сформулировать ожидаемые результаты от её проведения.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОО.

• Повышение компетентности педагогов и родителей в воспитании и развитии детей раннего возраста.

• Успешное прохождение детьми адаптационного периода с высокой вероятностью легкой и средней степени.

• Привлечение родителей к осознанному воспитанию детей совместно с медико-психологической службой ДОО.

• Становление партнерских отношений между ДОО и семьями воспитанников. Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Создание комплексной модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста»
Опубликовано: 24 августа 2020 в 10:57
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Создание комплексной модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мягкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД