Татьяна Байназарова
Консультация для педагогов «Система работы по формированию у дошкольников нравственно-патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
«Система работы по формированию у дошкольников нравственно – патриотического воспитания через ознакомление с культурой и историей малой Родины» (Архангельская область)
Слайд Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры.
Толстой А. Н
Публикация «Консультация для педагогов „Система работы по формированию у дошкольников нравственно-патриотического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Слайд Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Слайд Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.
Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Слайд Дети младшего возраста должны знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта магазин, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.
Слайд Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям следует объяснить, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы. Ребенку нужно объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Слайд К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.
Слайд Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о России, ее столице;
• знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
• формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т. д., так как воспитывает в ребенке патриота всё его окружение: в детском саду и дома, его взаимоотношение со взрослыми и сверстниками.
Слайд Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
• “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
• Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
• Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• Деятельностный подход;
• Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Слайд Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо :
• Создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
• Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
• Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
• Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.
Слайд Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике “от близкого к далекому” - от любви к родителям (точнее к родному дому, к детскому саду, к улице, к городу до любви к родной стране.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
СЕМЬЯ ДЕТСКИЙ САД РОДНАЯ УЛИЦА, РАЙОН РОДНОЙ ГОРОД СТРАНА, ЕЕ СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ (КОНСИТУЦИЯ)
Безусловно, настоящая схема не передает всю полноту работы по данному вопросу.
Крайне важно создать условия для решения задач патриотического воспитания, для формирования у детей чувств и отношений, составляющих в конечном итоге, патриотизм: привязанности, верности, чувства собственности и ощущения того, что ты свой, что ты нужен.
Слайд Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушкам, дедушкам. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Постепенно у дошкольников складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство “родительского дома” ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого свои воспоминания, но они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Задачей педагога и, конечно, родителей, является сделать так, чтобы подобных “теплых” воспоминаний у ребенка было как можно больше.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.
Слайд Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей.
Задача воспитывать у детей чувство привязанности к какой – либо части родного города по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе “За что я люблю свой город” дети вспомнят то, что о нем узнали.
Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице, в парке и т. п.
Слайд Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
•Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи)
• Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов
•Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу
•Люди берегут и охраняют природу
•Есть общие профессиональные и общественные праздники
Слайд Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, с флагом и гербом Российской Федерации (следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий).
В нынешних условиях поиска путей духовного возрождения России важно обращение к народной культуре, концентрация в себе национального характера, воспитание в детях личности, которая сможет в будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края.
Слайд Великий писатель Максим Горький сказал:
«Помни: мира не узнаешь, не зная края своего!»
Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры всего общества. Как отметил Д. С. Лихачё в: " Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы пост начинался именно с корней".
А корни, как известно, - это малая Родина, её история, культура, быт, уклад, традиции.
Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения. Редко кто склонен знакомиться с прошлым родного края, а тем более изучать его прошлое и настоящее. Но, как известно, только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.
Слайд Архангельская область – это особый культурный регион Русского севера: со своей самобытной архитектурой, своими традициями и промыслами, своими героями прошлого и настоящего.
Региональный компонент в дошкольных образовательных программах обогащает знания детей о родном крае, воспитывают уважение к его истории и традициям. Но так ли много мы, а в особенности подрастающее поколение, знаем о прошлом своего края?
Архангельский Север является уникальным и своеобразным хранилищем древнерусской культуры и глубочайших традиций духовной жизни поморов, которые необходимо передать молодому поколению.
Слайд Итак, давайте перейдём к разделам программно-методического материала для работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей :
декоративно-прикладное искусство и народные промыслы,
архитектура,
театр,
музей,
живопись,
литература,
музыка.
Рассмотрим их более подробно.
Слайд Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Рассказ о народных промыслах Архангельской области (приемы обработки дерева; Вельская, Каргопольская, Мезенская глиняная игрушка; Северная русская вышивка; кружевоплетение; вязание из овечьей шерсти; шитье золотом; художественная ковка; косторезанье и др.)
Беседы о росписях Архангельской области (Пермогорская, Мезенская, Ракульская, Северодвинская, Каргопольская, Онежская, Важская, Пучугская, Нижнетоемская и др.)
Экскурсии на выставки «Народные промыслы»
Оформление коллекций «Росписи Русского севера», «Холмогорская резная кость» и др.
Изготовление дидактических игр («Четвертый лишний», «Узнай роспись», по типу разрезных картинок и др.)
Художественный труд.
Слайд Архитектура Слайд, Слайд
Ознакомление с архитектурными объектами: деревянным зодчеством, особняками, культовыми зданиями: церковь, храм, монастырь (знакомство с этими постройками, как с памятниками архитектуры); с современными зданиями (показать в сравнении со старинными)
Познавательные занятия: «Северная изба – дом моих предков» (познакомить с различными видами деревянных домов, «Человек построил дом» (дома прошлого и современные постройки) и др.
Рассматривание иллюстраций, фотографий памятников архитектуры.
Беседы.
Творческое задание «Дом моей мечты»
Экскурсии к архитектурным памятникам.
Организация прогулок.
Собирание коллекции иллюстраций, брошюр, значков, открыток с изображением известных памятников архитектуры Архангельской области.
Слайд Театр
- Познакомить с театрами Архангельска (Архангельский молодежный театр, Архангельский областной театр кукол, Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова).
Экскурсии.
- Занятия на тему «Когда оживают сказки», «Чародеи, которые создают спектакли»
Рисование «Афиша к спектаклю» и др.
Слайд Музей
Посещение музеев. Темы экскурсий: «Животный и растительный мир Архангельской области», «Народное прикладное искусство», «История возникновения нашего города», «Народный костюм», «Великие люди Архангельской области»
Организация выездных выставок в ДОУ
Создание мини-музея в детском саду и небольших коллекций в группах
Выставки рисунков, поделок, макетов на основе впечатлений и т. д.
Слайд Живопись
Экскурсии в Музей.
Проведение занятий по знакомству с творчеством архангельских художников.
Знакомство с жанрами живописи: пейзажем, портретов, натюрмортом.
Создание художественной мини-галереи в детском саду.
Изготовление дидактической игры «Что нужно художнику для работы?»
Слайд Литература
Занятия, литературные вечера, посвященные жизни и творчеству архангельских поэтов и писателей.
Создание библиотеки произведений архангельских авторов.
Чтение книг, прослушивание аудиозаписей, сбор иллюстративного материала и составление альбомов.
Создание условий для творчества, отражающего впечатления детей ( по мотивам прочитанных произведений: лепка, рисование, аппликация, инсценировка и т. д.).
Слайд Музыка
Беседы о жизни и творчестве архангельских композиторов, знакомство с их произведениями.
Занятие-концерт «Любимый город»
Использование хореографических плясовых элементов в народных играх Архангельской области.
Слайд В работе используются разные методы обучения детей:
1. Словесные (рассказы, беседы, слушание, ситуативные разговоры, обсуждения, проведение разнообразных игр, загадывание загадок).
2. Практические (конструирование «Построй свой дом», лепка и роспись каргопольской глиняной игрушки, северных пряников - «козуль», рисование - мезенская роспись доски, аппликация «лоскутное одеяло», ручной труд - изготовление тряпичной «куклы-закрутки», организация выставок детского творчества).
3. Наглядные (наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин, слайдов, предметов. Для повышения познавательной активности детей можно включать мультимедийные презентации: «Наш Северный край», «Народный северный костюм», «Народное ремесло», «Каргопольская глиняная игрушка» и пр., мультфильмы: «Апельсин», «Перепилиха» по творчеству С. Писахова).
4. Интерактивные (экскурсии в музеи, художественные мастерские, библиотеку).
Таким образом, данная работа позволяет приобщить детей к культуре своего народа, воспитать у детей дошкольного возраста чувство гордости к духовно богатым историческим наследиям северного края, а в дальнейшем поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.