Юлия Кащаева
Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания и фазы его проявления»
▼ Скачать + Заказать документы
Синдром эмоционального выгорания
Это долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающии вследствие продолжительных профессиональных стрессов.
С точки зрения психологии, эмоциональное выгорание – это выработанныи личностью механизм психологическои защиты в форме полного или частичного исключения эмоции в ответ на психотравмирующие воздеи ствия. Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоции без соответствующеи «разрядки» или «освобождения» от них.
Публикация «Консультация для педагогов „Синдром эмоционального выгорания и фазы его проявления“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Развитие синдрома носит стадиальныи характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокои положительнои установки на выполнение профессиональнои деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своеи работе.
Наиболее популярная модель выгорания, разработанная К. Маслач и С. Джексон, описана В. В. Бои ко, включает 3 группы симптомов, и сопровождаются определенными эмоциональными, когнитивными и поведенческими реакциями.
Фаза «Тревожное напряжение».
Нервное напряжение - этот запускающии механизм - обнаруживается в четырех симптомах.
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональнои деятельности.
2. Неудовлетворенность собои : проявляется в чувстве недовольства собои, избраннои профессиеи, занимаемои должностью; развивается при невозможности конструктивно разрешить ситуацию.
3. Загнанность в клетку: проявляется в чувстве безысходности, остро переживается, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно. Развивается при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств. Это состояние интеллектуально- эмоционального тупика.
4. Тревога и депрессия: обнаруживается в тревожно-депрессивнои симптоматике, касающеи ся профессиональнои деятельности в особо 10 и редукцию профессиональных ощущается как эмоциональное исчерпанность собственных осложненных обстоятельствах. Чувство неудовлетворенности деятельностью и собои порождает мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативнои или личностнои тревоги.
Фаза «Тревожного напряжения» является предвестником и «запускающим механизмом» в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамическии характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
Фаза «Резистенция»
(сопротивление нарастающему стрессу). Формирование защиты на даннои фазе проявляется в следующих симптомах выгорания.
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: наблюдается в случаях, когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичным проявлением эмоции и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. То есть профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности; эмоциональныи контакт устанавливается не со всеми субъектами, а по принципу «хочу - не хочу» - неадекватным или избирательным образом.
2. Эмоционально-нравственная дезориентация: проявляется в том, что у работника эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к своему подопечному (ученику, клиенту, покупателю и др., он защищает свою стратегию: оправдаться перед собои за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъект, вместо того чтобы адекватно признать свою вину. В эмоционально сложных ситуациях используются суждения: «Это не тот случаи, чтобы переживать», «Таким людям нельзя сочувствовать».
3. Расширение сферы экономии эмоции : проявляется вне профессиональнои деятельности - дома, в общении с приятелями и знакомыми. На работе специалист так устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что ему не хочется общаться даже с близкими.
4. Редукция профессиональных обязанностеи : обнаруживается в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Вычленение этои фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения.
Фаза «Истощение».
Характеризуется более или менее выраженным падением общего тонуса и ослабленностью нервнои системы. Эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности. Данная фаза также проявляется в ряде симптомов:
1. Эмоциональныи дефицит: заявляет о себе в ощущении, что эмоционально профессионал уже не может помочь субъектам своеи деятельности.
2. Эмоциональная отстраненность: работник почти полностью исключает эмоции из сферы своеи профессиональнои деятельности. Его почти ничто не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни отрицательные обстоятельства.
3. Личностная отстраненность, или деперсонализация: проявляется в широком диапазоне умонастроении и поступков профессионала в сфере общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессиональнои деятельности.
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: обнаруживаются на уровне психического и физического самочувствия. Данныи симптом обычно образуется по условно-рефлекторнои связи негативного свои ства: многое из того, что касается субъектов профессиональнои деятельности, провоцирует отклонения в соматических и психических состояниях.
Таким образом, анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию, экзистенциальнои пустоте. Однако большинство специалистов признает необходимость учета именно трех составляющих для определения наличия и степени выгорания.