Людмила Рыбакова
Консультация для педагогов «Рисуем точками. Пуантилизм» ко Дню пуантилизма на МAAM
▼ Скачать + Заказать документы
Ж. Сёра «Мост Курбвуа» 1886. Стиль Пуантилизм.
Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Рисуем точками. Пуантилизм» ко Дню пуантилизма на МААМ.
(Фото из личного архива)
Темочки:
- Ватные палочки. Рисование ватными палочками
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
Конец ХIХ века, как преддверие больших перемен, было временем больших противоречий в жизни людей. С развитием промышленности, науки, техники, кто-то принимал новое, кто-то отрицал, но все понимали, что «Время поставит всё на свои места». Поиск новых форм самовыражения художника в живописи, привел к появлению таких направлений, как кубизм, фовизм, экспрессионизм, импрессионизм, абстракционизм, супрематизм и множество других «измов».
Надежда Удальцова «Швея» (1912) «Прием «сдвига форм» стал определяющим в стилистике кубизма».
Как правило, эти направления, утверждая себя, отрицали классическое, реальное отображение окружающего мира, заменяя его новым искусством – своим видением. При этом, «любое новое» всегда имеет под собой надежный «классический фундамент», без которого невозможен прогресс в любой отрасли науки или культуры.
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872), одна из первых картин импрессионизма, по названию которой было названо направление в живописи - «Импрессионизм» - «импресьон», с французского – «впечатление».
Академии Художеств и изящных искусств во всем мире столетиями четко следовали законам традиционной живописи: студентам предлагалось писать только древнегреческие сюжеты из жизни богов, пейзажи с девственными лесами и тому подобное.
В 1860–х годах во Франции, как протест академизму, возникает Импрессионизм – передача на холсте сиюминутного впечатления от окружающей вокруг природы, улицы, быта и отдыха людей, при помощи света и атмосферы, не прописывая силуэты, не смешивая краски, а накладывая штрихи произвольно…
Камиль Писсарро «Оперный проезд в Париже» («Эффект снега. Утро») 1898. Стиль - импрессионизм. Рассматривая картину, издали - всё понятно.
Камиль Писсарро «Оперный проезд в Париже» фрагмент
При близком рассмотрении видим хаотичное наложение отдельных коротких мазков друг на друга.
Всё новое принимается не сразу и само слово Импрессионизм, обращенное к творчеству художника, поначалу воспринималось, как оскорбление. Импрессионизм просуществовал 12 лет.
Жорж-Пьер Сёра «Цирк» 1890 (2м х 1,5м, 40 персонажей.
В 1884 году появляется новое направление - неоимпрессионизм, иначе Пуантилизм. Его автором был молодой 24-х летний французский художник Жорж-Пьер Сёра (1859-1891). Импрессионисты доверяли своей интуиции, писали быстро, хаотично и беспорядочно. Сёра подошел к живописи с научной точки зрения, изучая законы цвета и света, углубился в изучение популярной в то время Оптики, химии и физики. Стиль письма – Пуантилизм – с французского – «помечать маленькими точками» или «письмо точками», техника «раздельных точечных мазков», используя только 3 цвета: красный, синий, желтый и белила, для смешивания с каждой из них. При этом никаких линий, только точки «чистого цвета», так как глаз сам, оптически определит гамму цветов. При приближении – это точки. И только с расстояния «точки смешиваются на сетчатке глаза», сливаются в образ – сюжет – цвет. Рядом стоящие краски либо усиливают, либо ослабевают яркость друг друга. Правильно подобранные точки могут выразить весь спектр.
Жорж-Пьер Сёра «Купальщики в Аньере» 1883 – Первая картина художника в придуманном им пуантилизме. (2м х 3м)
Первую Картину Сера не приняли, назвав ее «насилием над природой, представленной как куча конфетти». Если учесть, что написание «точками» процесс, требующий точности и внимания, процесс кропотливый, времязатратный, и при этом размер картины – 2 метра х 3 метра, становится ясно, как любил Сёра свое детище, не желая иметь учеников и последователей.
Жорж-Пьер Сёра «Пудрящаяся женщина». (1888) Это портрет Мадлен Кноблох – возлюбленной художника.
Жорж-Пьер Сёра «Канкан» 1889
Художник Поль Синьяк (1863 – 1935) поддерживает и становится другом Жоржа-Пьра Сёра. Теперь они оба пишут в стиле пуантилизма, стойко переносят насмешки и стараются всем объяснить свою позицию.
Жорж-Пьер Сёра «Воскресный день на острове Грант-Жатт» 1884 -1886. (2мх3 м). Самая, ставшая со временем, знаменитой картина художника, которую он писал 2 года, которая также в год ее появления, была осмеяна публикой, как «анти живописная мешанина».
Сегодня искусствоведы, называя ее «картиной 1000 точек», никак не могут объяснить, как в этой технике можно написать сюжет на 6 кв. м, - и, возможно, каждую точку надо было прописывать дважды – это физически тяжелая работа. Помимо точек здесь присутствуют мелкие штрихи, напоминающие «стежки при вышивании»: с дальнего расстояния они гармонично «взаимодействуют». При этом в картине находят скрытое множество смыслов.
Поль Синьяк «Женщины у колодца» 1892.
Жорж-Пьер Сёра умирает от дифтерита в 31 год, оставив 7 больших полотен и множество этюдов, набросков и неоконченных картин в своем жанре.
Сёра, и Синьяк, как представители нового направления в живописи, «никогда не отрицали достижение своих предшественников, считая, что уважение к прошлому не должно быть препятствием для новаторства и творческого поиска».
Поль Синьяк «Зеленый парус» 1921.
Поль Синьяк «Порт Ля-Рошель» 1920
Стиль Пуантилизма - кропотлив и трудоемок, может, поэтому последователей стиля было не так много, но многие художники пробовали себя в пуантилизме: Э. Дега, К. Моне, А. де Тулуз-Лотрек, В. Ван Гог, А. Матисс, К. Писсарро.
Зураб Церетели «Подсолнухи»
«В. Ван Гог» Портрет вышит бисером и напоминает «рисование точками»
«Мона Лиза» (2020). Портрет – современный «арт объект», выполнен «точками» из мелких бумажных квадратиков рекламы женского белья.
«Мона Лиза» фрагмент.
Степан Краснов. 1-ый Мурал «Наследие». Неопуантилизм – собственный стиль художника, победителя Всероссийского АРТ Проекта «Контуры Культуры» - 2022. Искусство «Стрит-арт» - искусство улиц. Основная цель проекта: облагородить уличное пространство, вовлекая художников всей страны в переосмысление образа интерьера общественных пространств.
«Новый взгляд художника С. Краснова на историю искусства через призму современных технологий: Художник отсылает зрителей к живописи эпохи Возрождения, неоимпрессионизму ХIХ века и к цифровой пиксельной картинке».
Степан Краснов 2-ой Мурал «Наследие».
Неопуантилизм - 3 мурала С. Краснова аккуратно вписаны в интерьер Детской библиотеки №57 г. Москвы, это не только высоко эстетично, но и вызывает желание у читателей – детей и взрослых- самостоятельно узнать об искусстве - пуантилизма, его истории. Может быть, попробовать себя в этом искусстве, в его классическом воплощении: кисть и краски. Работы С. Краснова выполнены в граффити: рисование «баллончиками разноцветных красок», процесс, требующий больших профессиональных навыков и мастерства художника.
Степан Краснов 3-ий Мурал «Наследие».
Пуантилизм полюбили педагоги, наблюдая за желанием детей рисовать пальчиковыми красками, ватными палочками, используя эту методику в развивающих занятиях с дошкольниками. Работа в технике пуантилизма масляными красками, гуашью или акрилом доставит удовольствие и взрослому, успокоит, восстановит душевное равновесие.