Людмила Рыбакова
Консультация для педагогов «Рисуем точками. Пуантилизм» ко Дню пуантилизма на МAAM
▼ Скачать + Заказать документы
Ж. Сёра «Мост Курбвуа» 1886. Стиль Пуантилизм.
Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Рисуем точками. Пуантилизм» ко Дню пуантилизма на МААМ.
(Фото из личного архива)
Публикация «Консультация для педагогов „Рисуем точками, Пуантилизм“ ко Дню пуантилизма на МAAM» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пуантилизм. Рисование ватными палочками
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
Конец ХIХ века, как преддверие больших перемен, было временем больших противоречий в жизни людей. С развитием промышленности, науки, техники, кто-то принимал новое, кто-то отрицал, но все понимали, что «Время поставит всё на свои места». Поиск новых форм самовыражения художника в живописи, привел к появлению таких направлений, как кубизм, фовизм, экспрессионизм, импрессионизм, абстракционизм, супрематизм и множество других «измов».
Надежда Удальцова «Швея» (1912) «Прием «сдвига форм» стал определяющим в стилистике кубизма».
Как правило, эти направления, утверждая себя, отрицали классическое, реальное отображение окружающего мира, заменяя его новым искусством – своим видением. При этом, «любое новое» всегда имеет под собой надежный «классический фундамент», без которого невозможен прогресс в любой отрасли науки или культуры.
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872), одна из первых картин импрессионизма, по названию которой было названо направление в живописи - «Импрессионизм» - «импресьон», с французского – «впечатление».
Академии Художеств и изящных искусств во всем мире столетиями четко следовали законам традиционной живописи: студентам предлагалось писать только древнегреческие сюжеты из жизни богов, пейзажи с девственными лесами и тому подобное.
В 1860–х годах во Франции, как протест академизму, возникает Импрессионизм – передача на холсте сиюминутного впечатления от окружающей вокруг природы, улицы, быта и отдыха людей, при помощи света и атмосферы, не прописывая силуэты, не смешивая краски, а накладывая штрихи произвольно…
Камиль Писсарро «Оперный проезд в Париже» («Эффект снега. Утро») 1898. Стиль - импрессионизм. Рассматривая картину, издали - всё понятно.
Камиль Писсарро «Оперный проезд в Париже» фрагмент
При близком рассмотрении видим хаотичное наложение отдельных коротких мазков друг на друга.
Всё новое принимается не сразу и само слово Импрессионизм, обращенное к творчеству художника, поначалу воспринималось, как оскорбление. Импрессионизм просуществовал 12 лет.
Жорж-Пьер Сёра «Цирк» 1890 (2м х 1,5м, 40 персонажей.
В 1884 году появляется новое направление - неоимпрессионизм, иначе Пуантилизм. Его автором был молодой 24-х летний французский художник Жорж-Пьер Сёра (1859-1891). Импрессионисты доверяли своей интуиции, писали быстро, хаотично и беспорядочно. Сёра подошел к живописи с научной точки зрения, изучая законы цвета и света, углубился в изучение популярной в то время Оптики, химии и физики. Стиль письма – Пуантилизм – с французского – «помечать маленькими точками» или «письмо точками», техника «раздельных точечных мазков», используя только 3 цвета: красный, синий, желтый и белила, для смешивания с каждой из них. При этом никаких линий, только точки «чистого цвета», так как глаз сам, оптически определит гамму цветов. При приближении – это точки. И только с расстояния «точки смешиваются на сетчатке глаза», сливаются в образ – сюжет – цвет. Рядом стоящие краски либо усиливают, либо ослабевают яркость друг друга. Правильно подобранные точки могут выразить весь спектр.
Жорж-Пьер Сёра «Купальщики в Аньере» 1883 – Первая картина художника в придуманном им пуантилизме. (2м х 3м)
Первую Картину Сера не приняли, назвав ее «насилием над природой, представленной как куча конфетти». Если учесть, что написание «точками» процесс, требующий точности и внимания, процесс кропотливый, времязатратный, и при этом размер картины – 2 метра х 3 метра, становится ясно, как любил Сёра свое детище, не желая иметь учеников и последователей.
Жорж-Пьер Сёра «Пудрящаяся женщина». (1888) Это портрет Мадлен Кноблох – возлюбленной художника.
Жорж-Пьер Сёра «Канкан» 1889
Художник Поль Синьяк (1863 – 1935) поддерживает и становится другом Жоржа-Пьра Сёра. Теперь они оба пишут в стиле пуантилизма, стойко переносят насмешки и стараются всем объяснить свою позицию.
Жорж-Пьер Сёра «Воскресный день на острове Грант-Жатт» 1884 -1886. (2мх3 м). Самая, ставшая со временем, знаменитой картина художника, которую он писал 2 года, которая также в год ее появления, была осмеяна публикой, как «анти живописная мешанина».
Сегодня искусствоведы, называя ее «картиной 1000 точек», никак не могут объяснить, как в этой технике можно написать сюжет на 6 кв. м, - и, возможно, каждую точку надо было прописывать дважды – это физически тяжелая работа. Помимо точек здесь присутствуют мелкие штрихи, напоминающие «стежки при вышивании»: с дальнего расстояния они гармонично «взаимодействуют». При этом в картине находят скрытое множество смыслов.
Поль Синьяк «Женщины у колодца» 1892.
Жорж-Пьер Сёра умирает от дифтерита в 31 год, оставив 7 больших полотен и множество этюдов, набросков и неоконченных картин в своем жанре.
Сёра, и Синьяк, как представители нового направления в живописи, «никогда не отрицали достижение своих предшественников, считая, что уважение к прошлому не должно быть препятствием для новаторства и творческого поиска».
Поль Синьяк «Зеленый парус» 1921.
Поль Синьяк «Порт Ля-Рошель» 1920
Стиль Пуантилизма - кропотлив и трудоемок, может, поэтому последователей стиля было не так много, но многие художники пробовали себя в пуантилизме: Э. Дега, К. Моне, А. де Тулуз-Лотрек, В. Ван Гог, А. Матисс, К. Писсарро.
Зураб Церетели «Подсолнухи»
«В. Ван Гог» Портрет вышит бисером и напоминает «рисование точками»
«Мона Лиза» (2020). Портрет – современный «арт объект», выполнен «точками» из мелких бумажных квадратиков рекламы женского белья.
«Мона Лиза» фрагмент.
Степан Краснов. 1-ый Мурал «Наследие». Неопуантилизм – собственный стиль художника, победителя Всероссийского АРТ Проекта «Контуры Культуры» - 2022. Искусство «Стрит-арт» - искусство улиц. Основная цель проекта: облагородить уличное пространство, вовлекая художников всей страны в переосмысление образа интерьера общественных пространств.
«Новый взгляд художника С. Краснова на историю искусства через призму современных технологий: Художник отсылает зрителей к живописи эпохи Возрождения, неоимпрессионизму ХIХ века и к цифровой пиксельной картинке».
Степан Краснов 2-ой Мурал «Наследие».
Неопуантилизм - 3 мурала С. Краснова аккуратно вписаны в интерьер Детской библиотеки №57 г. Москвы, это не только высоко эстетично, но и вызывает желание у читателей – детей и взрослых- самостоятельно узнать об искусстве - пуантилизма, его истории. Может быть, попробовать себя в этом искусстве, в его классическом воплощении: кисть и краски. Работы С. Краснова выполнены в граффити: рисование «баллончиками разноцветных красок», процесс, требующий больших профессиональных навыков и мастерства художника.
Степан Краснов 3-ий Мурал «Наследие».
Пуантилизм полюбили педагоги, наблюдая за желанием детей рисовать пальчиковыми красками, ватными палочками, используя эту методику в развивающих занятиях с дошкольниками. Работа в технике пуантилизма масляными красками, гуашью или акрилом доставит удовольствие и взрослому, успокоит, восстановит душевное равновесие.