Оксана Михайловна Лисогор
Консультация для педагогов «Речевая игра как средство расширения словарного запаса у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая игра как средство расширения словарного
запаса слов у старших дошкольников
Основной целью работы по расширению словарного запаса слов у старших дошкольников является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Правильная речь у ребёнка старшего дошкольного возраста рассматривается как: умение изменять и согласовывать слова в предложении в соответствии с законами русского языка, понимание смысловых значений при употреблении слов, произношение звуков и слов в соответствии с общепринятыми требованиями русского языка. Очень часто можно видеть, что у старших дошкольников речь может быть бедной, с ограниченным словарём и однообразными синтаксическими конструкциями, поэтому именно в этом возрасте необходимо формировать не только правильную речь, но и богатство словаря, разнообразие устной речи. Именно для развития словаря детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать такие методические упражнения, как речевые игры. Цель этих игр – расширение лексикона и речевых навыков детей. Игры обязательно должны проводиться непринуждённо, с учетом ситуации и возрастных интересов и возможностей детей. Как педагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста, в своей работе мы используем определённые виды игровых речевых упражнений, а именно:
1. Подбери предмет к действию
Цель: расширять и совершенствовать использование глаголов в речи детей, обогащать глагольный словарь, учить правильно отвечать на вопрос «Что делает?». Учить сопоставлять действия с предметом, внимательно слушать вопрос, определять предмет по нескольким критериям. Н-р: игра «Угадай что это?».
2. Подбор признаков действия (обстоятельств)
Цель: расширять и обогащать словарь дошкольника наречиями. Н-р: игра «Можно как?»
3. Подбери действия к предмету (подбери глагол)
Цель: расширять и совершенствовать использование глаголов в речи детей, обогащать глагольный словарь. Учить правильно отвечать на вопрос «Что делает?»
4. Подбор объектов к действию.
Цель: обучать детей подбирать слова, обозначающие одушевлённые предметы к одному и тому же действию (глаголу). Н-р: игра «Кто и что?»
5. Подбор определений к предмету (прилагательных)
Цель: расширять и обогащать словарь дошкольников прилагательными, словами-синонимами и антонимами. Н-р: игра «Какие бывают?»
6. Подбор предмета к прилагательному
Цель: расширять и обогащать словарь детей прилагательными. Н-р игры: «Что это?», «Кто это?».
7. Вставка детьми пропущенных слов
Цель: расширять и обогащать словарь детей, уточнять смысловое использование слов. Н-р: игра «Закончи предложение»
8. Употребление существительных во множественном числе, родительном падеже.
Цель: учит детей изменять существительные по числу и падежу. Н-р: игра «Чего нет у Кати?», «Один-много».
9. Объединение частей в целое.
Цель: учить синтезировать отдельные части в единое целое
10. Классификация слов
Цель: учить использовать обобщающие слова. Н-р: игра «Назови одним словом».
11. Отгадывание загадок
Цель : учить понимать образную речь
12. Упражнения для усвоения антонимов.
Работа по подбору слов антонимов очень полезна для интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Она помогает усваивать смысл отвлечённых слов, запоминать эти слова, обогащать индивидуальный словарь.
Цель: усвоение антонимов-однокоренных глаголов, уточнение имеющегося словаря и его расширение. Н-р: игра «Кто где?», «Скажи наоборот»
В нашей работе по расширению словарного запаса словаря у старших дошкольников мы используем следующие приёмы словарной работы: показ и называние нового предмета или действий, новое слово проговаривается и включается в знакомый детям контекст; объяснения происхождения данного слова, что позволит детям глубже осознать и понять смысл слова, поможет в его правильном употреблении; употребление расширенного значения уже известных словосочетаний; постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих, вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию; распространение предложений путём введения определений и обстоятельств места, времени, образа действий, причины, следствия, условия, цели; составление предложений по опорным словам и картинкам. Все эти упражнения и приёмы помогают развивать у дошкольников внимание к слову, его различным оттенкам и значениям, сформировать умение подбирать то слово, которое подходит в данной ситуации, совершенствовать устную речь и пополняя словарный запас.
В силу большой подражательности дети заимствуют от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевых оборотов, стиль общения в целом. В связи с этим хотим так же заметить, как важен пример культурной, грамотной, правильной речи педагога. Там, где педагоги и родители говорят грамотно, внимательны к речи окружающих, чутко улавливают особенности детских ошибок и своевременно их исправляют, дети быстрее и легче начинаю говорить правильно.
Список литературы.
1. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста -М. : Просвещение,1984-239с.
2. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста -М. : Академия, 1999-553с.