Мячина Галина Вячеславовна
Консультация для родителей «Развитие связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Часто родители беспокоятся о развитии своего ребенка, его творческого потенциала, логики, мышления, и упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи, полагая, что ребенок самостоятельно научится связно излагать свои мысли.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи, связно и последовательно высказываться.
ЧТО ТАКОЕ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ?
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.
Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.
В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно уметь быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.
В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического и последовательного изложения собственных мыслей, но и пополнению и расширению его словарного запаса.
Основными средствами развития связной речи являются :
- сказки;
- дидактические игры;
- театрализованные игры.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
«Какой? Какая? Какое?»
Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать её :
- мяч - большой, резиновый, красный, легкий;
-лиса – рыжая, хитрая, хищная;
- солнце – желтое, яркое, круглое.
Если ребенок маленький и самостоятельно затрудняется описать предмет, ему необходимо помочь. В первый раз родители могут самостоятельно описывать предмет, тем самым делая ребенку пример.
«Расскажи об игрушке».
Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.
Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.
1. Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая и пушистая шерсть, длинный хвост. Она охотится за мелкими животными.
2. Заяц – это животное, которое живет в лесу. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик, он умеет прыгать, любит морковку.
Угадай кто это (что это) ?»
Спрятав игрушку или предмет за спиной, родители описывают его ребенку.
По описанию ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.
«Сравни».
Перед ребенком надо поставить несколько кукол, мячей, или машин. После этого ему дается задание сравнить их.
- у куклы Наташи волосы светлые, а у куклы Даши коричневые;
- этот мяч резиновый, а этот кожаный;
- у грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие.
УПРАЖНЕНИЯ
ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ В СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Если ребенок еще недостаточно хорошо выговаривает отдельные звуки, в рамках обучения детей связной речи можно заниматься и автоматизацией звуков.
Прежде, чем автоматизировать нужный звук у ребенка, его необходимо правильно научиться произносить изолировано от других. В этом помогут артикуляционные упражнения. Важно запомнить, что нельзя на одном занятии обучать ребенка произношению звуков схожих друг с другом или относящихся к одной группе.
«Звоночек».
Ребенку демонстрируются карточки с изображениями. На карточках должны быть изображения предметов или животных, в названии которых содержится автоматизируемый звук.
Если ребенок произносит звук правильно, то ему демонстрируется следующая карточка, а если неправильно, то взрослый звонит в колокольчик.
«Скажи правильно».
Ребенку предлагается сюжетная картинка, ребенок (с помощью взрослого) называет предметы с автоматизируемым звуком, изображенные на картинке. В дальнейшем, с целью усложнить задание, ребенок составляет предложения по картинке.
Учитель-логопед: Мячина Г. В.