Татьяна Дегтяренко
Консультация для педагогов «Развитие речи детей при работе над ролью»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Развитие речи детей при работе над ролью»
Работа по развитию у детей речевых навыков средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие и в их взаимосвязи.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие речи детей при работе над ролью“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Основные направления работы с детьми:
Театральная игра
Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика
Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.
Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищенно, жалобно и т. д.).
Для успешной работы необходимо поэтапное планирование деятельности, учитывая возрастные особенности детей.
При слушании, чтении, при пересказе, драматизации сказок происходит становление речевой культуры дошкольников. Развиваются основные языковые функции - вербально-образный компонент речи и способность к общению, пониманию, диалогу.
Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи педагоги используют специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем – четкое и быстрое.
Для освоения выразительной речи педагоги вводят упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.
Речевые игры и упражнения делятся на три вида:
---дыхательные и артикуляционные;
---дикционные и интонационные;
---творческие (со словом).
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.
Последовательность работы по развитию речи дошкольников с помощью театральной деятельности:[/b]
1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации.
Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал»(зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко, миска (Может в этой миске испекли Колобок) и т. д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.
[i]2. Чтение и совместный анализ сказок. [/i]
Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.
3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры[/i], направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
При введении проблемных игровых ситуаций театрализованные игры проводятся в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.
В процессе работы над ролью мы используем следующие методические приемы для развития речи детей:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
- анализ придуманных поступков;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания
Сегодня, ув. коллеги мы с вами попробуем сыграть по ролям сказку «Волшебные слова». Послушайте ее.
«Волшебные слова»
(Текст сказки)
[/b]
Жила-была Аленушка. Хозяева ее голодом морили, работать день и ночь заставляли, гулять не пускали (2). Работала Аленушка не покладая рук (3). Пошла Аленушка за водой (4). Идет и слезы льет (5). Вдруг видит: старик-годовик стоит: «Не тужи, Аленушка, помогy тебе (6). Хозяева твои добрыми были (7). А ведьма в них злюку посадила (8). Расколдовать их можно только словами добрыми» (9). Воротилась Аленушка домой, а хозяева давай кричать да пальцем указывать: «Подай то, принеси это!» (10) А красна-девица сидит да приговаривает: «Добрым — доброе, милым милое» (II). Пуще прежнего закричали хозяева: «Подай то принеси это!» (12) А красна-девица сидит да приговаривает: «Добрым — доброе, милым — милое» (13). В третий раз что есть мочи закричали хозяева: «Подай то, принеси это!» (14) Красна-девица сидит да приговаривает: «Добрым — доброе, милым — милое» (15). Выскочила злюка и окаменела (16). Стали хозяева Аленушку обнимать, целовать и умницей называть (17). Теперь они в добре живут да горя не знают (18).
О. Шорохова
Предварительная работа перед исценировкой.
Словесная режиссерская игра:
Ведущий. (читает предложения 1—3). В сказке говорится про Аленушку, что она работала не покладая рук. Как вы понимаете это выражение? Как можно сказать по-другому?
Воспитатели. Работала без остановки, без отдыха; трудилась в поте лица.
Ведущий. Вспомните, о чем эта сказка.
Воспитатели. О том, как добрые слова Аленушки помогли расколдовать хозяев и сделать их добрыми.
Ведущий. Чему учит эта сказка?
Воспитатели. Добро побеждает зло.
Упражнение на активизацию лексики
Ведущий. Коллеги, сейчас я буду начинать, а вы заканчивать фразы из сказки. Аленушка не просто трудилась, а.
Воспитатели. Работала не покладая рук.
Ведущий. Аленушка не просто расстроилась, а.
Воспитатели. Голову повесила.
Ведущий. Хозяева не только приказывали, а.
Воспитатели. Пуще прежнего кричали.
Ведущий. Аленушка обливалась не просто слезами, а слезами.
Воспитатели. Горькими
Ведущий. В конце сказки Аленушка с хозяевами не просто помирились, а.
Воспитатели. Стали жить поживать да горя не знать.
Ведущий. (читает предложения 6—9). Скажите каким голосом вы озвучили бы слова доброго старика-годовика?
Дети. Низким, хриплым, как у старого человека, добрым, ласковым голосом.
Ведущий. Попробуйте пожалеть Аленушку, как добрый старик-годовик: «Не тужи, помогу тебе».
Воспитатели. выполняют задание ведущего.
Ведущий. (Читает предложения 10—15.) Каким голосом вы бы озвучили приказ хозяев в первый, во второй и третий раз?
Воспитатели. Сурово в первый раз, закричали гневно во второй раз, во все горло закричали в третий раз.
Ведущий. Попробуйте приказать, как это делали хозяева, сначала сурово, затем гневно и, наконец, во все горло закричать; «Подай то, принеси это!»
Воспитатели. (выполняют задание ведущего).
Пантомимический этюд «Усталость».
Ведущий (читает предложения 4, 5). В сказке говорится про Аленушку, что она голову повесила. Как вы понимаете это выражение? Как можно сказать по-другому?
Воспитатели. Загрустила, опечалилась, расстроилась, пригорюнилась. А теперь изобразите это. (Изображают усталую Аленушку: утирают от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнута коленка).
Ведущий. Положите свои руки на стол и пальчиками постучите, как у Аленушки капали горькие слезы.
Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц
Под Die Walkure Ride Akt 3 P. Вагнера воспитатели встают полукругом сначала напрягают мышцы тела, «корчатся», изображая окаменелость. Затем под «Балетную сюиту» А. К. Глазунова расслабляются, приседают, демонстрируя таяние.
Игра «Угадай по движению»
Воспитатели выбирают персонажа из сказки с помощью движений, мимики, позы изображают взятую на себя роль героев в разных проблемных ситуациях: удивленный старик-годовик, уставшая Аленушка, красна-девица слезами обливается, хозяева приказывают (гопают ногой, грозят пальцем, хмурят брови, злюка окаменела. Зрители угадывают и описывают сказочного героя в разных ситуациях.
Ведущий (помогает в описании героя наводящими вопросами). Посмотрите внимательно, как выдумаете, какого сказочного героя мы видим?
Воспитатели Это старик-годовик.
Ведущий Правильно. Как вы догадались? Какие движения) выполняет, какие у него глаза, брови, рот?
Воспитатели. Он сутулится, как старик, изображает удивление: глаза широко раскрыты, брови подняты, широко открыт рот.
Ведущий. Посмотрите внимательно на). Как выдумаете, какого сказочного героя она изображает?
Воспитатели. Это Аленушка.
Ведущий. Правильно. Какую Аленушку показывает): в начале, середине или конце сказки?
Воспитатели. Красну-девицу в начале сказки.
Ведущий. Как вы догадались?
Воспитатели. Она показывает, что Аленушка устала: утирает от пота лоб, голова набок опущена, плечи опушены, согнута коленка.
Игра-драматизация
Ведущий рассказывает сказку. Выбирает по желанию сказочника и актеров, исполняющих роли Аленушки, старика-годовика, хозяев. Они должны не только показать с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль, но и эмоционально передавать в речи диалоги персонажей.
Игра-драматизация продолжается.