Елена Харитонова
Консультация для педагогов «Развитие речи детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь детей 5 – 6 лет, развитию которой уделялось большое внимание их родителями и педагогами, практически не отличается от речи взрослых.
Развитие речи детей этого возраста имеет большое значение, ведь в ближайшем будущем этот
маленький человек будет стоять на пороге школы, которая предъявляет высокие требования к уровню развития речи, особенно связной. Умение логично и последовательно излагать свои мысли
подразумевает, что реб нок овладел всеми сторонами родного языка: его грамматикой, фонетикой, он имеет богатый лексический словарь и выразительную речь.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Опрометчиво поступают мамы и папы, пытаясь наверстать упущенные возможности за 3 – 4 месяца до поступления в первый класс. Интенсивные занятия может и дадут кратковременное
преимущество будущему первокласснику, но этот рывок вперед потеряет свое значение уже к середине первого учебного года, если у ребенка неразвита речь. Между тем за два года до школы еще многое
можно сделать при внимательном отношении к речевому развитию детей.
Какие же особенности речевого развития ребенка 5 – 6 лет в норме?
Звукопроизношение
Речевой аппарат реб нка шестого года жизни полностью сформировался и, если нет отклонений в его строении (короткая уздечка языка, высокое н бо, нарушения прикуса, большинство звуков
произносится детьми правильно, но может встречаться искажение, замена или отсутствие звука звуков
[л] и [р].
Дети этого возраста уже могут самостоятельно заметить подобные недостатки и у себя и окружающих.
У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на
одном вдохе фразу, состоящую из 5 – 6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха
приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку. Это очень трудноустранимый дефект речи,
коррекция которого может занять несколько лет.
Слоговая структура слова
Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена слогов и сокращение
слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).
Словарь
В возрасте 5 – 6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. К концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000 – 4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий (например, растения – это деревья, кустарники, травы, цветы). Они владеют огромным диапазоном понятий, прич м их познания простираются не только на предметы быта в пределах видимости, но и на довольно отвлеченные вещи.
Они накопили внушительный опыт познания и могут рассуждать, например, о космонавтике и взаимоотношениях людей.
Они могут подобрать похожие или противоположные по смыслу слова. Начинают активно
использовать приставочные глаголы. Например, этот кран открыт, а этот… закрыт.
В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует искать свои способы воздействия на ребенка: для одних – это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.
Игры со словом продолжаются, так же, как с рифмами и сочинением стихов.
Большой популярностью у детей этого возраста пользуются шутливые литературные произведения с перестановками слов, а также всевозможные словесные перевертыши и загадки.
Грамматический строй речи
На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Ребенок почти не делает грамматических ошибок. Иногда он может неверно поставить ударение в малознакомых словах, употребить существительное в ошибочной форме. Если взрослые указывают на допущенные ошибки, то дети в большинстве случаев их уже не повторяют.
Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы,
изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, мо, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании
некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок,тапочек и т. д.).
обно узнать из нашего второго видео этого урока.
Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и
правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли