Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Развитие речи детей 5–6 лет»

Елена Харитонова
Консультация для педагогов «Развитие речи детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Речь детей 5 – 6 лет, развитию которой уделялось большое внимание их родителями и педагогами, практически не отличается от речи взрослых.

Развитие речи детей этого возраста имеет большое значение, ведь в ближайшем будущем этот

маленький человек будет стоять на пороге школы, которая предъявляет высокие требования к уровню развития речи, особенно связной. Умение логично и последовательно излагать свои мысли

подразумевает, что реб нок овладел всеми сторонами родного языка: его грамматикой, фонетикой, он имеет богатый лексический словарь и выразительную речь.

Темочки:

Опрометчиво поступают мамы и папы, пытаясь наверстать упущенные возможности за 3 – 4 месяца до поступления в первый класс. Интенсивные занятия может и дадут кратковременное

преимущество будущему первокласснику, но этот рывок вперед потеряет свое значение уже к середине первого учебного года, если у ребенка неразвита речь. Между тем за два года до школы еще многое

можно сделать при внимательном отношении к речевому развитию детей.

Какие же особенности речевого развития ребенка 5 – 6 лет в норме?

Звукопроизношение

Речевой аппарат реб нка шестого года жизни полностью сформировался и, если нет отклонений в его строении (короткая уздечка языка, высокое н бо, нарушения прикуса, большинство звуков

произносится детьми правильно, но может встречаться искажение, замена или отсутствие звука звуков

[л] и [р].

Дети этого возраста уже могут самостоятельно заметить подобные недостатки и у себя и окружающих.

У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на

одном вдохе фразу, состоящую из 5 – 6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха

приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку. Это очень трудноустранимый дефект речи,

коррекция которого может занять несколько лет.

Слоговая структура слова

Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена слогов и сокращение

слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).

Словарь

В возрасте 5 – 6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. К концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000 – 4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий (например, растения – это деревья, кустарники, травы, цветы). Они владеют огромным диапазоном понятий, прич м их познания простираются не только на предметы быта в пределах видимости, но и на довольно отвлеченные вещи.

Они накопили внушительный опыт познания и могут рассуждать, например, о космонавтике и взаимоотношениях людей.

Они могут подобрать похожие или противоположные по смыслу слова. Начинают активно

использовать приставочные глаголы. Например, этот кран открыт, а этот… закрыт.

В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует искать свои способы воздействия на ребенка: для одних – это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.

Игры со словом продолжаются, так же, как с рифмами и сочинением стихов.

Большой популярностью у детей этого возраста пользуются шутливые литературные произведения с перестановками слов, а также всевозможные словесные перевертыши и загадки.

Грамматический строй речи

На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Ребенок почти не делает грамматических ошибок. Иногда он может неверно поставить ударение в малознакомых словах, употребить существительное в ошибочной форме. Если взрослые указывают на допущенные ошибки, то дети в большинстве случаев их уже не повторяют.

Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы,

изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, мо, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании

некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок,тапочек и т. д.).

обно узнать из нашего второго видео этого урока.

Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и

правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе» Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе через речевые игры» Наладить контакт с ребёнком? Расположить к себе ребёнка?.

Консультация для педагогов «Развитие речи и театрализованная деятельность детей от 2 до 3 лет» Дети от 2 до 3 лет имеют широкий диапазон индивидуальных различий в речевом развитии. В этом возрасте формируется эмоциональное общение.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие речи детей 5–6 лет»
Опубликовано: 9 февраля 2025 в 14:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Развитие речи детей 5–6 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Харитонова (УИ 1527310) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД