Зарубина Ольга Геннадьевна
Консультация для педагогов «Развитие навыков сотрудничества в речевом творчестве детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Радость словотворчества – самая доступная для ребенка интеллектуальная одухотворенность…»
В. Сухомлинский
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. С одной стороны общество ориентировано на потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, с другой стороны в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, которое является важным компонентом речевого творчества.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие навыков сотрудничества в речевом творчестве детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В педагогической культуре детского сада имеется широкий арсенал средств обучения языку – специальные речевые занятия, дидактические игры, беседы с детьми, народные игры, игры-драматизации и пр. Все эти формы работы направлены не только на развитие умения формулировать мысль в слове, строить монолог, но прежде всего – на умение строить взаимоотношения, «диалогические отношения» с партнером.
Усилить результат проводимой работы можно еще одним способом: использовать на занятиях по развитию речи технологию сотрудничества ребенка со сверстниками (авт. О. Д. Муратова, Н. Г. Садомова, Н. А. Недорезова.) (слайд 2)
Сотрудничество или другими словами – совместная деятельность характеризуется появлением у детей общей цели. В процессе деятельности они стараются согласовывать свои действия, общаться друг с другом по поводу предметов и действий в конкретной ситуации, устанавливают с окружающим доверительно – эмоционально – положительные контакты, вежливо ведут спор, поддерживают содержательный разговор.
Цель использования технологии сотрудничества : Обеспечение комфортных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация её природных потенциалов. (слайд 3)
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СОТРУДНИЧЕСТВА :
• Увлеченность детей совместной деятельностью;
• Определение индивидуальных зон творческого развития;
• Общие подходы к предстоящей деятельности, поиск вариантов оптимального решения;
• Психологическое равноправие воспитателей и ребенка;
• Уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемой в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение каждого мнения, результатов (слайд 4)
Формы организации детей :
1. Работа в парах, в которой дошкольники осваивают один из видов сотрудничества : действия по правилу (т. е. разделение
материала по какому либо признаку) или по роли (т. е. разделение функций).
2. Деятельность в микрогруппах совместно действующих детей.
Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от
планирования совместных действий, коллективного замысла
будущего продукта, от работы каждого члена группы. (слайд 5)
Существует множество вариантов того, как можно разделиться (по цвету волос, глаз, одежды; кто родился летом, зимой, весной, осенью; чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой; кто на каком этаже живет; по считалочке, по разрезной картинке; кто приехал в садик на машине, пешком и др.).
Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек – лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
Структура проведения
Проблемная ситуация (организация дискуссии)
Формы организации:
работа в парах
деятельность в микрогруппах
Непосредственное выполнение задания
Организация контроля и оценки
Целенаправленную работу с детьми можно начинать уже с 3-4 лет, потому что в этом возрасте уже многие дошкольники могут контактировать со сверстниками, хорошо чувствуют себя в малой подгруппе детей, способны слушать, наблюдать за действиями партнера, оказывать ему знаки внимания. Таким образом, у детей появится возможность действовать по образцу и тренироваться в навыках парной работы.
Важно помнить, что взаимодействие детей нуждается в постоянной коррекции. Необходимо расширять круг привязанностей дошкольников, что бы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в парной работе с любым ребенком.
И все-таки, самостоятельно наладить взаимодействие для дошкольников достаточно сложно. Очень многое зависит от взрослого: от способов руководства этим процессом и опыта коммуникативной деятельности взрослого с ребенком.
Применение технологии сотрудничества в речевом творчестве :
Речевое творчество – самостоятельная речевая деятельность детей по построению связных высказываний, создание собственных речевых конструкций. (слайд)
Выделяют следующие виды речевого творчества :
1. Пересказ.
2. Сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам.
3. Составление рассказов, сказок из личного опыта.
4. Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.
5. Речевая импровизация – высказывания, самостоятельно построенные ребенком в новой ситуации с активным использованием речевых умений.
Для работы в данном направлении существуют следующие методы:
- упражнения на уточнение понимания смыла образных слов и выражений с переносным значением;
- придумывание историй с обязательными словами (например, придумать историю, чтобы в ней были персонажи: заяц, волк, медведь, дерево, цветок, грибы);
- соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров (например, в одной сказке должны встретиться герои разных сказок, сюжет составляет ребенок);
- придумывание необычных окончаний к известным сказкам;
- подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;
- составление сравнений;
- использование речевых игр и упражнений;
- выразительное чтение;
- скандирование;
- разучивание потешек, скороговорок;
- упражнения на постановку ударения которое меняет смысл слова (пИли – пилИ, пОмни – помнИ, зАмок – замОк, заплАчу – заплачУ, стоИт – стОит);
- иллюстрирование поговорок, сказок, пословиц, загадок;
- составление описательных рассказов;
- развивающая речевая среда в группе (наличие дидактических игр, детской художественной литературы, в том числе и познавательного характера, различных видов театра, картотек игр. (приложение)
Целесообразно использовать следующие приемы организации общения детей.
• Привлечение внимания друг к другу, стимулирование малышей к использованию речи при обращении к взрослому;
• Создание «ситуации успеха»;
• Авансирование доверием;
• Специальная организация взаимодействия между детьми:
а) призыв к помощи друг другу; б) поощрение инициативы;
• Рассказы воспитателя о хороших поступках, о «достижениях» каждого ребенка;
• Комплименты по поводу внешности или одежды;
• Чтение стихов, адресованных определенному ребенку;
• Предвосхищающая оценка (поиск условий, создающих у детей ощущение радости, творчества)
Регулярность таких упражнений в практике общения детей приводит к положительным результатам, формирует доброжелательные отношения между детьми.
Важным элементом человеческой культуры является речевой этикет. Очень важно, чтобы этикетными способами установления контактов с людьми владели в полном объеме, как дети, так и взрослые – педагоги и родители.
Для формирования культуры общения рекомендуется использовать следующие приемы:
• пополнение и активизация словаря детей такими словесными формами, как «доброе утро», «я рада тебя видеть», «приятного аппетита», «будь любезен подать», «разреши», «будь добр», «позволь», «извини», «если не затруднит», «прошу прощения», «всего хорошего»;
• усвоение норм и способов общения через художественную литературу;
• дидактические картинки (рассматривание сверстников в конфликтных ситуациях);
• подбор пропущенных слов вежливости к тексту;
• пополнение волшебными словами шкатулки-сундучка;
• разыгрывание сценок из жизни детей с помощью кукол;
• заучивание лукавых текстов – пожеланий или подсказок друг другу дельных советов («Кто бросает вещи в беспорядке – с ним они потом играют в прятки»).
Начинать работу с детской подгруппой следует со строительства «коммуникативных» навыков.
И для этого нужно использовать следующие приемы:
• Научить простому правилу взаимопомощи «Когда ты в чем-то неуверен, тебе очень трудно, спроси товарища, может ли он тебе помочь»
• Подслушанные и подсмотренные находки детей предавать гласности (Дима назвал своего партнера по имени и повторил вопрос воспитателя персонально для своего товарища)
• Способствовать усвоению разнообразных положительных образцов сотрудничества, демонстрируя удачные споры, умения договариваться.
• Формировать активную позицию ребенка. Давать время на переговоры, сказав: «Повернитесь друг к другу. Если ты знаешь ответ, шепни соседу. Если он согласен и кивнет тебе, возьмитесь за руки и покажите, что вы готовы и отвечаете»
• Разыгрывать отрицательные образцы поведения детей с помощью кукол.
• Познакомить с правилами вежливого спора:
• Высказав свое мнение, спроси остальных: «Ты согласен? Ты не возражаешь? А как ты думаешь?»
• Если вы согласны можно действовать. Если мнения разные, задайте друг другу вопросы: «Почему ты так считаешь? А это можно доказать?»
• Позволять детям обмениваться мнениями, приучать детей останавливать свои разговоры по определенному сигналу (с помощью колокольчика) и слушать вас.
Игры парами (тройками, подгруппами) – один из эффективных приемов развития у детей умения вести диалог со сверстниками.
Жизнь ребенка будет полноценной, если он себя будет чувствовать не только опекаемым, но и активным, т. е. с активной жизненной позицией. Взрослый помогает ребенку в этом – побуждает, поправляет, учит самостоятельности.
В общении с взрослыми дети более сдержаны, а в общении друг с другом в 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений и ярких, выразительных интонаций. Общаясь со взрослым, ребенок придерживается норм высказываний, общепринятых фраз и оборотов. В разговоре друг с другом используются самые непредсказуемые слова, сочетания слов, фразы. Если взрослый дает нормы общения, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества. В общении с взрослым дошкольник предпочитает больше слушать, чем говорить. В общении со сверстниками преобладают инициативные высказывания над ответом. Ребенку важнее высказаться самому, чем выслушать товарища. Общение со сверстниками богаче по своему назначению и функции. В общении с взрослым ребенок постоянно управляем и поправляем им. В общении со сверстниками дети сами могут управлять действиями партнера, осуществлять контроль, навязывать собственные образы. Общаясь со взрослым, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова. Однако все эти слова могут оставаться в пассивном словаре и не использоваться им. Дети фантазируют, искренне радуются, выражают обиду. Такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов, умение словами выразить свои желания, требования. Дети полно и активно используют различные речевые средства.
Взаимодействие детей помогает любое дело превратить в интересное и полезное для себя и других. Вместе получается быстрее и увлекательнее. Но только при условии, если партнеры владеют навыками сотрудничества.
Список литературы:
1. Муратова О. Д. Сотрудничество детей на занятиях по развитию речи [текст] : Метод. рекомендации /О. Д. Муратова, Н. А. Недорезова, Н. Г. Садомова. – Тольятти, 2004. – 62с.
2. Арушанова А. Г. Истоки диалога: Книга для воспитателей /Арушанова А. Г., Дурова Н. В., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. – М. : «Мозаика-Синтез», 2003. – 216с.