Зверева Наталья
Развитие личности ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей, приобщение к истории, традициям и культуре России
▼ Скачать
Котсультация для педагогов:
Развитие личности ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей, приобщение к истории, традициям и культуре России.
Подготовила: Зверева Н. М
Воспитатель первой квалификационной категории
г. Щёлково 2023год
Цели:
Публикация «Развитие личности ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей, приобщение к истории, традициям и культуре России» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Задачи:
Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
1. приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для 2. формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
3. построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
4. создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
6. обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
7. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
8. достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
1 От 2 лет до 3 лет.
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1. Поддерживать эмоционально-положительное состояние детей в период адаптации к ДОО;
2. Развивать игровой опыт ребёнка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;
3. Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость в ходе привлечения к конкретным действиям помощи, заботы, участия;
4. Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети, их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, грусть, о семье и ДОО;
5. Формировать первичные представления ребёнка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях (законных представителях) и близких членах семьи.
2. От 3 лет до 4 лет.
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
В сфере социальных отношений:
1. развивать эмоциональную отзывчивость, способность откликаться на ярко выраженные эмоции сверстников и взрослых, различать и понимать отдельные эмоциональные проявления, учить правильно их называть;
2. обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении;
3. поддерживать в установлении положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии;
4. оказывать помощь в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;
приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в
ДОО;
5. в области формирования основ гражданственности и патриотизма: обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения
в различных видах деятельности;
3. В сфере трудового воспитания:
1. развивать интерес к труду взрослых в ДОО и в семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений группы и участка и прочее) и трудовые навыки;
2. воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых;
3. приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание, развивать самостоятельность, уверенность, положительную самооценку;
4. В области формирования основ безопасного поведения:
1. развивать интерес к правилам безопасного поведения;
2. обогащать представления о правилах безопасного поведения в быту, безопасного использования бытовых предметов и гаджетов, исключая практическое использование электронных средств обучения.
Содержание образовательной деятельности.
В сфере социальных отношений.
5. В области формирования основ гражданственности и патриотизма.
Педагог обогащает представления детей о малой родине:
1. В сфере трудового воспитания.
2. В области формирования основ безопасного поведения
3. От 4 лет до 5 лет.
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1) В сфере социальных отношений:
1. формировать положительную самооценку, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности;
2. развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, слабым и нуждающимся в помощи, воспитывать сопереживание героям литературных и анимационных произведений, доброе отношение к животным и растениям;
3. развивать позитивное отношение и чувство принадлежности детей к семье, уважение к родителям (законным представителям, педагогам и окружающим людям;
4. воспитывать доброжелательное отношение ко взрослым и детям;
5. воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила поведения, быть вежливыми в общении со взрослыми и сверстниками;
развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности;
2. В области формирования основ гражданственности и патриотизма:
1. воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным
датам;
2. воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях;
развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут.
3. В сфере трудового воспитания:
1. формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;
2. воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях; вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда; развивать самостоятельность и уверенность в самообслуживании, желании включаться в повседневные трудовые дела в ДОО и семье;
4. В области формирования основ безопасного поведения:
1. обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми;
2. знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях;
3. формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
4. формировать представления о правилах безопасного использования электронных гаджетов, в том числе мобильных устройств, планшетов и прочее, исключая практическое использование электронных средств обучения.
От 5 лет до 6 лет.
В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1) В сфере социальных отношений:
1. обогащать представления детей о формах поведения и действиях в различных ситуациях в семье и ДОО;
2. содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний и переживаний, овладению способами эмпатийного поведения в ответ на разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых;
3. поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности;
4. обеспечивать умение детей вырабатывать и принимать правила взаимодействия в группе, понимание детьми последствий несоблюдения принятых правил;
5. расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе;
2. В области формирования основ гражданственности и патриотизма:
1. воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных
национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
2. знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;
3. поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы;
3. В сфере трудового воспитания:
1. Формировать представления о профессиях и трудовых процессах; воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда; развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе;
знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности;
2. В области формирования безопасного поведения:
1. формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет) и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
2. формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
3. знакомить с основными правилами пользования сети Интернет, цифровыми ресурсами, исключая практическое использование электронных средств обучения индивидуального использования.
От 6 лет до 7 лет.
1. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:
1) В сфере социальных отношений:
1. поддерживать положительную самооценку ребёнка, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником;
2. обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие начал социально-значимой активности;
3. обогащать эмоциональный опыт ребёнка, развивать способность ребёнка распознавать свои переживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор
социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации;
4. развивать способность ребёнка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
5. воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах;
2. В области формирования основ гражданственности и патриотизма: 1. воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное
отношение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям;
2. расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны;
3. знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в населенном пункте;
4. развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания;
3. Развивать ценностное отношение к труду взрослых;
1. формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;
2. формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей (законных представителей, ограниченности материальных ресурсов;
3. развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками; поддерживать освоение умений сотрудничества в совместном труде; воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи;
4. В области формирования безопасного поведения:
1. формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту, в природе и способах правильного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
2. воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе, в сети Интернет.