Мария Клинская
Консультация для педагогов «Различные виды музыкальной деятельности в рамках театрализованных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-театрализованная игра – одна из востребованных форм работы с дошкольниками в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Музыкально - театрализованная игра способствует развитию, обучению и воспитанию ребенка во всех сферах его жизни, обеспечивает его успешную социализацию в детском коллективе. Музыкально-театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся интеллектуального, личностного, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания. Это и развитие музыкальных способностей ребенка, развитие его эмоциональной сферы, творческих способностей, двигательных навыков, развитие мышления, воображения, памяти, речи, расширение словарного запаса, совершенствование звукопроизношения, навыков связной речи и ее выразительности, формирование нравственно-коммуникативных качеств ребенка, приобщение его к театральному и музыкальному искусству.
Публикация «Консультация для педагогов „Различные виды музыкальной деятельности в рамках театрализованных игр“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Музыкально-театрализованная игра объединяет в большей или меньшей степени все виды деятельности дошкольника : игровую (театрализованную, речевую, музыкальную, двигательную, коммуникативную, познавательно - исследовательскую и решает определенные задачи соответственно: разучивание текста постановки, коррекция речи ребенка, разучивание песен, танца, ориентировка в пространстве, умение ребенка общаться со сверстниками, получение определенных специальных сведений и знаний.
В ДОУ актуальны следующие виды и формы организации музыкально -театрализованных игр :
Музыкально-театрализованные игры-драматизации (инсценированные песни, хоровода, стихотворения с музыкальным сопровождением и др.).
Музыкально-театрализованные игры с элементами драматизации (хороводные, подвижные, музыкально-дидактические и др.).
Музыкально-театрализованные игры-сценки для кукольного спектакля с участием взрослых или детей (различные виды кукольного театра).
Музыкально-театрализованные игры-спектакли (детская опера, мюзикл, музыкально-драматический спектакль).
Музыкально-театрализованное представление (досуг, праздник, развлечение, в том числе фольклорные)
Музыкально-театрализованные игры с детьми организуются на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду и имеют разнообразные формы организации. Это музыкальные, театрализованные и интегрированные занятия, игры во время чтения или рассказывания художественно-литературного произведения, музыкальные досуги, праздники и развлечения, в том числе просмотры кукольных спектаклей, детских опер, спектаклей, мюзиклов, детских презентаций о театре, театральных жанрах. Важно обеспечение интеграции музыкально-театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности, организация выступлений детей старшего возраста перед детьми младшего дошкольного возраста (когда работала воспитателем в рамках проектной деятельности поставила с детьми сказку «Заюшкина избушка», показывали младшим группам).
В своей практике музыкальный руководитель ориентируется на элементы театральности, зрелищности. Обычно занятие начинается с распевания: «Здравствуйте, ребята». Дети отвечают пением: «Здравствуйте!» Далее пою: «Здравствуйте, котята!». Дети: «Мяу – мяу – мяу!», «Здравствуйте, утята!», «Кря – кря – кря»!» и т. д. Дети с радостью включаются в игру, превращаясь, то в лягушек, то в котят, учатся звукоподражанию, четкой дикции, учатся управлять силой голоса, тембром. Слово и музыка неразрывны, так как музыка привлекает детей к речевой основе, заставляет вслушиваться и вдумываться в содержание песни. Для этого используюется песенный материал, который можно инсценировать, исполнять по ролям, то есть вносить элементы театральности. Чтобы песня понравилась детям, педагог преподносит ее ярко, выразительно, с соответствующей интонацией и мимикой.
Таким образом, данная театрализованная игру способствует развитию пения.
Театрализованные игры помогают создать радостную, непринуждённую обстановку.
Особое место занимают игры-драматизации. Здесь ребёнок играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.
В гости к детям обязательно приходит какой-нибудь персонаж: кошечка, собачка, петушок и др. Обязательно приветствуем его, придумываем ему имя. Учимся звукоподражанию с различной интонацией. Все песни и попевки обыгрываем куклами, другими игрушками.
Формируем у детей простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения сказочных животных) : птички летают, клюют зернышки; зайчики прыгают, танцуют; лошадки скачут и другие.
Проведем игру – драматизацию «Петушок и курочки» (петушку надеваем шапочку). Петушок идет, машет крыльями, останавливается, крыльями «Зовет» курочек, они бегут к нему и начинают клевать зерна.
Таким образом, данная игра способствует развитию интонации, пантомимы, музыкально – ритмических движений.
Музыкально - речевые игры с использованием элементов театра (масок, например) позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляется музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные или колористические средства. Кроме того формирование речи у человека идёт при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать или даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Проведем русскую народную подвижную игру с пением «Тень – тень».
Таким образом, проведя данную игру, мы развиваем у детей навыки пения, танцевальных движений, пантомимы, умения вживаться в роль.