Ирина Борисенко
Консультация для педагогов «Работа с одаренными детьми в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Работа с одаренными детьми в ДОУ в условиях ФГОС»
«Нет волшебства, нет чуда никакого.
Искусство начинается с простого –
К душе ребёнка ключик подобрать,
Чтоб целый мир он мог разрисовать,
И смог увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугу – наследницу дождя
Публикация «Консультация для педагогов „Работа с одаренными детьми в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
И в этой радуге увидеть вдруг себя!
Проблемы детской одаренности, развития творческого мышления дошкольников являются актуальными для современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире, они – ценная, но хрупкая часть нашего общества.
Работа с одаренными дошкольниками выступает с позиций реализации ФГОС дошкольного образования как одно из направлений индивидуализации дошкольного образования.
Одарённый дошкольник отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Однако, одарённые дети дошкольного возраста остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо учитывать, избегая «овзросления» детей, на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.
Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников
Так какие же условия необходимы в ДОУ для работы с одаренными детьми :
-на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка рекомендуется открытие различных кружков, студий. При этом используются внутренние ресурсы, а также приглашаются педагоги из учреждений дополнительного образования.
-педагоги ДОУ разрабатывают образовательные программы работы кружков, студий, которые обсуждают с родителями и утверждают на педагогическом совете ДОУ.
-педагоги ДОУ организуют в детском саду разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали и др.
Создание условий, помогающих распознать одаренных детей и способствующих реализации их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества, решение которой направлено на реализацию задач, поставленных ФГОС. Педагогам нужно помнить, что поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.
Педагог, развивающий детскую одаренность, должен обладать рядом характеристик и владеть набором специфических умений:
- любить ребенка, стремиться понять его и принять сердцем и разумом;
- обладать чуткостью в выявлении интересов ребенка, объектов и явлений действительности, которые его привлекают;
- уметь увлечь детей творческой идеей, разжечь их воображение, активизировать работу мышления;
- побудить дошкольника уважительно относится к творчеству других детей и критически относится к своему творчеству;
- морально поддержать ребенка в трудные периоды его жизни, помочь преодолеть кризисы и неудачи;
-высокий уровень собственного интеллекта развития, позволяющий общаться с одаренными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы;
-эмоциональная стабильность, позволяющая контролировать эмоции, не реализовывая их на детях;
-способность работать по новой необычной программе;
-личностный рост и педагогическая гибкость.
Родители ребенка несут ответственность перед ребенком и обществом, в котором ему предстоит жить и работать. От их позиции к ребенку и его дару, выражающейся в создании необходимого психологического климата в семье, атмосферы, стимулирующей познавательно-творческую деятельность ребенка, во многом зависит степень его развития.
Родители должны действовать в согласии с педагогом, составляя с ним «педагогический ансамбль», создать оптимальные условия ребенка :
- принять дар ребенка как внутренний ресурс, который может обеспечить ему интересное будущее, обрести яркую судьбу;
- проявлять искренний интерес к сфере интересов ребенка, его деятельности, окружению;
- создать в домашних условиях благоприятную предметно-пространственную образовательную среду, с необходимым оборудованием, пособиями, средствами обучения;
- внести в жизнь ребенка четкий распорядок работы и отдыха;
- следить за здоровьем ребенка, его физическим самочувствием и развитием, предупреждать кризисы и «звездную болезнь», которой зачастую подвержены одаренные дети;
Работа с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Поэтому, для достижения лучших результатов, при этой работе необходимо объединить свои усилия вместе с семьёй, психологами, другими педагогами, с администрацией.
Ведь одарённость - она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угаснет и завянет. Выявление, обучение и воспитание одарённых детей с учётом их особенностей - залог их дальнейшего благополучного развития. К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высокоодарённые люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.