Токунова Вера
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические технологии индивидуальной работы с детьми, имеющими аутические нарушения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Психолого-педагогические технологии индивидуальной работы с детьми, имеющими аутические нарушения»
Составитель: Токунова В. А.
Детский аутизм – это особое нарушение психологического развития, проявляющееся значительными трудностями общения, социального взаимодействия и стереотипными формами поведения.
Аутизм у детей как отдельное нарушение психического развития впервые было выделено доктором Л. Каннером в 1943 году. Он описал особый тип отклоняющегося развития у детей, назвав его синдромом раннего детского аутизма, (синдром Каннера, основными проявлениями которого являются:
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
• значительные трудности установления эмоционального контакта с окружающими людьми;
• навязчивое стремление к повторяющимся, однообразным формам поведения;
• чрезмерная сосредоточенность на действиях с определенными объектами;
• отсутствие речи, при сохранных возможностях ею овладеть (мутизм) или же речь, не используемая для общения с людьми;
• хорошие познавательные способности в отдельных областях.
Выделяют три основных и обязательных признака синдрома детского аутизма:
1. Качественные нарушения социального взаимодействия:
• а) отсутствие реакций на эмоции и обращение других людей и изменение поведения в соответствии с контекстом ситуации;
• б) неспособность адекватно использовать для социального взаимодействия и контакта: взгляд, мимическое выражение лица, жестикуляцию;
• в) неспособность к установлению взаимодействия, игры со сверстниками;
• г) отсутствие эмоциональной и социальной взаимности в общении, общих интересов с другими людьми.
2. Качественные нарушения общения:
• а) отсутствие коммуникативного использования речи без попыток компенсировать этот недостаток использованием тональности и выразительности голоса, жестикуляции и мимики;
• б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при любом уровне речевого развития, недостаточная гибкость речевых выражений, повторяющаяся и стереотипная речь;
• в) нарушения поведения в ролевых и социально-имитационных играх, низкой синхронности и отсутствия взаимности в общении.
3. Ограниченные повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности:
• а) стремление устанавливать жесткий раз и навсегда заведенный порядок во многих аспектах повседневной жизни; особая привязанность к определенным предметам, действиям (ритуалам, интересам;
• б) поглощенность, захваченность стереотипными и ограниченными действиями и интересами;
• в) моторные стереотипии
• г) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации).
К другим важным критериям относят:
• обязательное раннее начало нарушения (в младенчестве или раннем детстве);
• биологическое происхождение (связанное с органической недостаточностью центральной нервной системы);
• постоянное течение, без ремиссий и рецидивов, характерных для психических заболеваний.
Согласно Международной классификации болезней синдром детского аутизма не связывают и разграничивают с аутизмом как симптомом психических заболеваний (шизофрении) или состояний, вследствие неблагоприятного воздействия социальных психотравмирующих факторов (психогенный аутизм, парааутизм).
Классификация аутизма.
Синдром Каннера - классический или типичный синдром детского аутизма, при котором специфические отклонения в развитии должны отмечаться у ребенка в первые три года жизни, качественные нарушения социального взаимодействия, общения и ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения сочетаются с выраженной, хотя неравномерной задержкой психического и речевого развития: отсутствие речи при возможности говорить или своеобразие речи - эхолалии, штампы, искаженное использование личных местоимений. Нередко отмечается умственная отсталость. Только 25% аутичных детей с этим синдромом достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы. Однако многие аутичные дети обладают хорошим интеллектуальным потенциалом, высокими способностями в какой-то области.
Синдром Аспергера - характеризуется теми же качественными нарушениями общения, социального взаимодействия и стереотипными формами деятельности, и интересами, но отсутствует задержка в речевом и умственном развитии. Большинство детей имеют нормальный общий интеллект. Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, недостаточно выразительная (застывшая) мимика, жестикуляция, моторная неловкость, неуклюжесть. Большинству детей с аутизмом не хватает спонтанности, гибкости, инициативности и творчества в как в интеллектуальной деятельности, и в общении, а при принятии решений им трудно использовать общие понятия, несмотря на имеющиеся способности к этому. Знания, в том числе школьные усваиваются избирательно, трудно воспроизводятся и используются в социальном опыте. Коммуникативные функции речи ослаблены, а сама она необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу; в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечается тенденция к словотворчеству, влечение к аутистическим играм и занятиям. Отмечается стойкое сохранение аутистических особенностей в подростковом и зрелом возрасте.
Синдром Ретта - это разновидность прогрессирующего дегенеративного заболевания, которое поражает нервную систему и останавливает развитие человека в раннем возрасте. Патология начинает проявляться после шести месяцев жизни детей, выражается в аутичном поведении и регрессии моторики. Диагностика основывается на характерных внешних признаках и на показателях, которые дает анализ мозговой активности. Лечение синдрома Ретта весьма ограничено, а прогноз – неоднозначен.
Наследственное заболевание, встречается почти исключительно у девочек с частотой 1:15000, являясь следующей по частоте после синдрома Дауна специфической причиной умственной отсталости у девочек. Развитие ребенка до 1-1,5 лет протекает нормально, но потом у девочек начинают распадаться только что приобретенные речевые, двигательные и предметно- ролевые навыки. Характерны стереотипные, однообразные движения рук, их потерание, заламывание. Речь затрудняется, временами совсем пропадает (мутизм). Приступы насильственного смеха периодически сменяются приступами импульсивного поведения.
Инфантильный психоз – В психиатрии атипичным детским психозом называется ряд психотических нарушений, которыми страдают дети младшего возраста. При этом характерно наличие некоторых проявлений, являющихся типичными для раннего детского аутизма. В симптоматику входят движения, которые повторяются стереотипно, также повреждения, эхолалия, задержка развития речи, нарушенные социальные отношения.
Причем, подобные нарушения возникают у детей, независимо от их интеллектуального уровня, хотя чаще атипичный детский психоз возникает у детей, имеющих умственную отсталость. Если говорить о психозах вообще, то у детей они наблюдаются не часто.
Механизмы формирования синдрома детского аутизма.
Органическая недостаточность мозга создает особые патологические условия, в которых развивается аутичный ребенок. В формировании психологической структуры синдрома аутизма наиболее значимыми являются два биологических фактора: повышенная чувствительность ребенка и нарушение активности (К. С. Лебединская, О. С. Никольская 1991).
1. Повышенная чувствительность сенсорной и аффективной (эмоциональной) сферы.
Повышение порога чувствительности к зрительным, звуковым, тактильным раздражителям. Воздействия окружающей среды часто для аутичных детей чрезмерны и являются источником неприятных ощущений и дискомфорта. Нередко наблюдается болезненная реакция на обычные звуки, свет, цвета или прикосновение. Особенно повышенная чувствительность и ранимость наблюдается при контакте с другим человеком, проявляющаяся в непереносимости взгляда, голоса, прикосновения. Более продолжительное взаимодействие даже с близкими людьми вызывает у него дискомфорт.
Снижение порога сенсорного и аффективного дискомфорта приводит к длительной фиксации неприятных впечатлений, что позже в свою очередь способствует образованию разнообразных страхов, запретов, строгим ограничениям в контактах с миром.
2. Нарушение активности.
Проявляется в низком психическом тонусе и соответственно сниженных возможностях активно взаимодействовать со средой. Из-за слабого энергетического потенциала мозга аутичному ребенку свойственна повышенная психическая истощаемость и пресыщаемость, вялость, безучастность к окружающему; отсутствие активного исследовательского интереса к окружающему.
Особенно дефицит психического тонуса и активности обнаруживается при попытке целенаправленно сосредоточить внимание ребенка, произвольно организовать его поведение. Нарушение активности проявляется также в неспособности активно и избирательно воспринимать, и перерабатывать речевую и социальную информацию, связывать ее с прошлым опытом, гибко использовать ее в своем опыте и стремление воспроизводить усвоенное в готовой, заданной извне форме.
Эти два врожденных биологических фактора (гиперсензитивность сенсорной и аффективной системы, низкая психическая активность) вынуждают аутичного ребенка находить пути приспособления к окружающему миру. В таких патологических условиях развития ему приходится выбирать самые радикальные способы защиты от непонятного, дискомфортного и пугающего мира – аутизм, т. е. уход от контактов с окружающим миром и ограниченные, стереотипные (знакомые и понятные) формы деятельности.
План индивидуальной психолого-педагогической работы с детьми, имеющими аутические нарушения.
1. Помощь в адаптации к условиям обучения;
2. Коррекция дезадаптивного поведения;
3. Формирование навыков социального взаимодействия;
4. Формирование коммуникативных навыков;
5. Формирование представлений о себе и своем социальном окружении;
6. Формирование «модели психического».
Аутичный ребенок хочет, но не может, не умеет самостоятельно усваивать общепринятые способы общения и взаимодействия с людьми, которыми другие дети овладевают без всяких усилий в ходе повседневной жизни.