Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические технологии индивидуальной работы с детьми, имеющими аутические нарушения»

Токунова Вера
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические технологии индивидуальной работы с детьми, имеющими аутические нарушения»

«Психолого-педагогические технологии индивидуальной работы с детьми, имеющими аутические нарушения»

Составитель: Токунова В. А.

Детский аутизм – это особое нарушение психологического развития, проявляющееся значительными трудностями общения, социального взаимодействия и стереотипными формами поведения.

Аутизм у детей как отдельное нарушение психического развития впервые было выделено доктором Л. Каннером в 1943 году. Он описал особый тип отклоняющегося развития у детей, назвав его синдромом раннего детского аутизма, (синдром Каннера, основными проявлениями которого являются:

Публикация «Консультация для педагогов „Психолого-педагогические технологии индивидуальной работы с детьми, имеющими аутические нарушения“» размещена в разделах

• значительные трудности установления эмоционального контакта с окружающими людьми;

• навязчивое стремление к повторяющимся, однообразным формам поведения;

• чрезмерная сосредоточенность на действиях с определенными объектами;

• отсутствие речи, при сохранных возможностях ею овладеть (мутизм) или же речь, не используемая для общения с людьми;

• хорошие познавательные способности в отдельных областях.

Выделяют три основных и обязательных признака синдрома детского аутизма:

1. Качественные нарушения социального взаимодействия:

• а) отсутствие реакций на эмоции и обращение других людей и изменение поведения в соответствии с контекстом ситуации;

• б) неспособность адекватно использовать для социального взаимодействия и контакта: взгляд, мимическое выражение лица, жестикуляцию;

• в) неспособность к установлению взаимодействия, игры со сверстниками;

• г) отсутствие эмоциональной и социальной взаимности в общении, общих интересов с другими людьми.

2. Качественные нарушения общения:

• а) отсутствие коммуникативного использования речи без попыток компенсировать этот недостаток использованием тональности и выразительности голоса, жестикуляции и мимики;

• б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при любом уровне речевого развития, недостаточная гибкость речевых выражений, повторяющаяся и стереотипная речь;

• в) нарушения поведения в ролевых и социально-имитационных играх, низкой синхронности и отсутствия взаимности в общении.

3. Ограниченные повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности:

• а) стремление устанавливать жесткий раз и навсегда заведенный порядок во многих аспектах повседневной жизни; особая привязанность к определенным предметам, действиям (ритуалам, интересам;

• б) поглощенность, захваченность стереотипными и ограниченными действиями и интересами;

• в) моторные стереотипии

• г) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации).

К другим важным критериям относят:

• обязательное раннее начало нарушения (в младенчестве или раннем детстве);

• биологическое происхождение (связанное с органической недостаточностью центральной нервной системы);

• постоянное течение, без ремиссий и рецидивов, характерных для психических заболеваний.

Согласно Международной классификации болезней синдром детского аутизма не связывают и разграничивают с аутизмом как симптомом психических заболеваний (шизофрении) или состояний, вследствие неблагоприятного воздействия социальных психотравмирующих факторов (психогенный аутизм, парааутизм).

Классификация аутизма.

Синдром Каннера - классический или типичный синдром детского аутизма, при котором специфические отклонения в развитии должны отмечаться у ребенка в первые три года жизни, качественные нарушения социального взаимодействия, общения и ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения сочетаются с выраженной, хотя неравномерной задержкой психического и речевого развития: отсутствие речи при возможности говорить или своеобразие речи - эхолалии, штампы, искаженное использование личных местоимений. Нередко отмечается умственная отсталость. Только 25% аутичных детей с этим синдромом достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы. Однако многие аутичные дети обладают хорошим интеллектуальным потенциалом, высокими способностями в какой-то области.

Синдром Аспергера - характеризуется теми же качественными нарушениями общения, социального взаимодействия и стереотипными формами деятельности, и интересами, но отсутствует задержка в речевом и умственном развитии. Большинство детей имеют нормальный общий интеллект. Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, недостаточно выразительная (застывшая) мимика, жестикуляция, моторная неловкость, неуклюжесть. Большинству детей с аутизмом не хватает спонтанности, гибкости, инициативности и творчества в как в интеллектуальной деятельности, и в общении, а при принятии решений им трудно использовать общие понятия, несмотря на имеющиеся способности к этому. Знания, в том числе школьные усваиваются избирательно, трудно воспроизводятся и используются в социальном опыте. Коммуникативные функции речи ослаблены, а сама она необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу; в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечается тенденция к словотворчеству, влечение к аутистическим играм и занятиям. Отмечается стойкое сохранение аутистических особенностей в подростковом и зрелом возрасте.

Синдром Ретта - это разновидность прогрессирующего дегенеративного заболевания, которое поражает нервную систему и останавливает развитие человека в раннем возрасте. Патология начинает проявляться после шести месяцев жизни детей, выражается в аутичном поведении и регрессии моторики. Диагностика основывается на характерных внешних признаках и на показателях, которые дает анализ мозговой активности. Лечение синдрома Ретта весьма ограничено, а прогноз – неоднозначен.

Наследственное заболевание, встречается почти исключительно у девочек с частотой 1:15000, являясь следующей по частоте после синдрома Дауна специфической причиной умственной отсталости у девочек. Развитие ребенка до 1-1,5 лет протекает нормально, но потом у девочек начинают распадаться только что приобретенные речевые, двигательные и предметно- ролевые навыки. Характерны стереотипные, однообразные движения рук, их потерание, заламывание. Речь затрудняется, временами совсем пропадает (мутизм). Приступы насильственного смеха периодически сменяются приступами импульсивного поведения.

Инфантильный психоз – В психиатрии атипичным детским психозом называется ряд психотических нарушений, которыми страдают дети младшего возраста. При этом характерно наличие некоторых проявлений, являющихся типичными для раннего детского аутизма. В симптоматику входят движения, которые повторяются стереотипно, также повреждения, эхолалия, задержка развития речи, нарушенные социальные отношения.

Причем, подобные нарушения возникают у детей, независимо от их интеллектуального уровня, хотя чаще атипичный детский психоз возникает у детей, имеющих умственную отсталость. Если говорить о психозах вообще, то у детей они наблюдаются не часто.

Механизмы формирования синдрома детского аутизма.

Органическая недостаточность мозга создает особые патологические условия, в которых развивается аутичный ребенок. В формировании психологической структуры синдрома аутизма наиболее значимыми являются два биологических фактора: повышенная чувствительность ребенка и нарушение активности (К. С. Лебединская, О. С. Никольская 1991).

1. Повышенная чувствительность сенсорной и аффективной (эмоциональной) сферы.

Повышение порога чувствительности к зрительным, звуковым, тактильным раздражителям. Воздействия окружающей среды часто для аутичных детей чрезмерны и являются источником неприятных ощущений и дискомфорта. Нередко наблюдается болезненная реакция на обычные звуки, свет, цвета или прикосновение. Особенно повышенная чувствительность и ранимость наблюдается при контакте с другим человеком, проявляющаяся в непереносимости взгляда, голоса, прикосновения. Более продолжительное взаимодействие даже с близкими людьми вызывает у него дискомфорт.

Снижение порога сенсорного и аффективного дискомфорта приводит к длительной фиксации неприятных впечатлений, что позже в свою очередь способствует образованию разнообразных страхов, запретов, строгим ограничениям в контактах с миром.

2. Нарушение активности.

Проявляется в низком психическом тонусе и соответственно сниженных возможностях активно взаимодействовать со средой. Из-за слабого энергетического потенциала мозга аутичному ребенку свойственна повышенная психическая истощаемость и пресыщаемость, вялость, безучастность к окружающему; отсутствие активного исследовательского интереса к окружающему.

Особенно дефицит психического тонуса и активности обнаруживается при попытке целенаправленно сосредоточить внимание ребенка, произвольно организовать его поведение. Нарушение активности проявляется также в неспособности активно и избирательно воспринимать, и перерабатывать речевую и социальную информацию, связывать ее с прошлым опытом, гибко использовать ее в своем опыте и стремление воспроизводить усвоенное в готовой, заданной извне форме.

Эти два врожденных биологических фактора (гиперсензитивность сенсорной и аффективной системы, низкая психическая активность) вынуждают аутичного ребенка находить пути приспособления к окружающему миру. В таких патологических условиях развития ему приходится выбирать самые радикальные способы защиты от непонятного, дискомфортного и пугающего мира – аутизм, т. е. уход от контактов с окружающим миром и ограниченные, стереотипные (знакомые и понятные) формы деятельности.

План индивидуальной психолого-педагогической работы с детьми, имеющими аутические нарушения.

1. Помощь в адаптации к условиям обучения;

2. Коррекция дезадаптивного поведения;

3. Формирование навыков социального взаимодействия;

4. Формирование коммуникативных навыков;

5. Формирование представлений о себе и своем социальном окружении;

6. Формирование «модели психического».

Аутичный ребенок хочет, но не может, не умеет самостоятельно усваивать общепринятые способы общения и взаимодействия с людьми, которыми другие дети овладевают без всяких усилий в ходе повседневной жизни.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зренияИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Консультация для педагогов «Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения» За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Занятия изобразительной деятельностью с детьми в рамках индивидуальной работыЗанятия изобразительной деятельностью с детьми в рамках индивидуальной работы Детство – начальный этап становления человеческой личности. Педагогический процесс занятиями творческой деятельности строится на основе.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые мной в ДОУ 1. Физминутки (во время образовательной деятельности, в течении 2-5 минут, по мере утомляемости детей). Рекомендуются в качестве профилактики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические технологии индивидуальной работы с детьми, имеющими аутические нарушения»
Опубликовано: 24 августа 2020 в 15:14
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Психолого-педагогические технологии индивидуальной работы с детьми, имеющими аутические нарушения»» (включая файлы) размещена пользователем Токунова Вера в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД