сухарникова елена
Консультация для педагогов «Профессиональные компетенции воспитателя в развитии речи детей»
В современном мире, где образование играет ключевую роль в формировании будущего каждого ребенка, профессиональные компетенции воспитателей дошкольных учреждений становятся все более важными. Один из важнейших аспектов работы воспитателя - это развитие речи детей дошкольного возраста. Речь – это не только средство общения, но и инструмент формирования мышления, познания мира и воспитания личности.
Публикация «Консультация для педагогов „Профессиональные компетенции воспитателя в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста требует особого подхода, учитывая их возрастные и психологические особенности. Одина из главных задач воспитателя - это формирование у детей навыков и умений в области речи. Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает влияние на дальнейший успех в образовании и социализации ребенка.
Профессиональная компетенция воспитателя в данной области включает в себя ряд ключевых аспектов. Во-первых, это знание основ развития речи у детей дошкольного возраста. Воспитатели должны быть осведомлены о том, как формируются фонетические, лексические, грамматические и коммуникативные навыки у детей в разные возрастные периоды. Это позволит им адаптировать свою работу к конкретным потребностям детей.
Педагог любой возрастной группы должен понимать цель речевого развития детей : формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Задачи речевого развития :
1. владение речью как средством общения и культуры;
2. обогащение активного словаря;
3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
4. развитие речевого творчества;
5. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
6. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
7. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Проанализируем задачи. Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры – главная задача.
Владеть речью – это, во-первых, владеть словарём. Обогащение активного словаря дошкольника происходит за счёт основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей.
Ребёнок осваивает речь, начиная со звукового строя языка. Темп усвоения звуков у каждого ребёнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чётко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника. В ФГОС реализация этой задачи называется «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и предполагает, что ребёнок усваивает интонационный строй родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.
Развитие речевого творчества – работа непростая. Она предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые повороты в сюжете сказки и т. п. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия.
Знакомство с художественной литературой, книжной культурой это понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
И ещё одна задача речевого развития – формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребёнка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи.
Итак, мы выделили 7 основных задач речевого развития детей. Они реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного, познавательного и физического развития.
Важным аспектом профессиональной компетенции воспитателя является умение создать подходящие условия для развития речи в дошкольном учреждении. Это включает в себя правильную организацию учебного процесса, выбор подходящих методик и игровых форм обучения, а также создание комфортной обстановки, способствующей общению и развитию речи. Другими словами, педагог обязан создать в группе речевую развивающую среду. Составляющие речевой развивающей среды ДОУ мы выделили следующие:
- речь педагога;
- методы и приёмы развития речи дошкольников;
- специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОО имеет обучающую и воспитывающую направленность. Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры. Речь педагога должна отвечать следующим качествам:
1)правильность – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы;
2)точность – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано;
3) логичность – т. е. наличие в высказывании трёх смыслообразующих компонентов : начало, основная часть и конец высказывания;
4) чистота – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений;
5) выразительность – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания;
6) богатство – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности;
7)уместность – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
Метод обучения – способ деятельности воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков. Прием – это элемент метода. Приёмы делятся на три вида, это: словесные, наглядные и игровые.
Наиболее распространены следующие словесные приемы:
-Речевой образец – правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания.
-Повторение – преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания -Объяснение – раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия.
-Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков.
-Оценка детской речи – развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений.
-Вопрос – словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.
Наглядные приемы – показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения, показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и др. – также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
Профессиональная компетентность предполагает, что педагог дошкольного образования уже владея необходимой базой профессионально значимых теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, постоянно их совершенствует. Знакомится и использует в работе новые технологии для развития речи детей :
1. Здоровье сберегающие технологии;
2. ИКТ – технологии
3. Технология «ТРИЗ»
4. «Азбука общения»
5. Развитие диалогического общения
6. Мнемотехника
7. Технология обучения детей составлению сравнений.
8. Технология обучения детей составлению загадок.
9. Технология обучения детей составлению метафор.
10. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
11. Логоритмика
12. Синквейн
13. Проектная деятельность
Еще одним важным аспектом профессиональной компетенции воспитателя является способность работать с индивидуальными потребностями детей. Не все дети развивают речь в одном и том же темпе, и воспитатели должны уметь выявлять задержки в развитии и предоставлять дополнительную поддержку тем детям, которые ее нуждаются.
Кроме того, важно подчеркнуть, что профессиональные компетенции воспитателя в развитии речи детей дошкольного возраста также включают в себя навыки взаимодействия с родителями. Родители играют важную роль в развитии речи своих детей, и воспитатели должны уметь с ними сотрудничать, предоставлять им рекомендации и поддерживать в усилиях по развитию речи детей.
В заключение, профессиональная компетенция воспитателя дошкольного образовательного учреждения в развитии речи детей дошкольного возраста играет решающую роль в формировании будущего каждого ребенка. Это требует не только знания и навыков в области развития речи, но и способности адаптироваться к индивидуальным потребностям детей, организовывать обучение и взаимодействовать с родителями. Только такой комплексный подход может обеспечить успешное развитие речи у дошкольников и подготовить их к успешному обучению в будущем.
Профессиональные компетенции воспитателя в речевом развитии :
1. Теоретические знания целей, задач речевого развития детей в своей возрастной группе
2. Создание в группе развивающей речевой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
3. Овладение современными технологиями
4. Взаимодействие с родителями