Светлана Жданова
Консультация для педагогов «Проекты в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Жданова Светлана Васильевна
старший воспитатель
Введение
- Добрый день, уважаемые педагоги! Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высоко-технологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.
Публикация «Консультация для педагогов „Проекты в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Метод проектов
- Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, и именно проектная деятельность позволяет эту инициативу оформить в виде культурно-значимого продукта.
- Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся прак-тических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Такой способ работы подходит для детей от четырех лет и старше.
Способы разработки проектов в ДОУ
Системная паутинка по проекту
- Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п. 2.6. ФГОС ДО:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
- Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.
Модель трёх вопросов
ЧТО ЗНАЮ?ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?
ЧТО ЗНАЮ? - ПРОБЛЕМА. Выяснить, что дети уже знают по теме.
ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? - ПРОЕКТИРОВАНИЕ. План по теме проекта.
КАК УЗНАТЬ? - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Источники новых знаний, т. е. средства для проекта.
Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)
- Мы озабочены. (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
- Мы понимаем. (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
- Мы ожидаем. (дается описание предполагаемых целей - результатов).
- Мы предполагаем. (представляются идеи, гипотезы).
- Мы намереваемся. (контекст действий, планируемых поэтапно).
- Мы готовы. (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
- Мы обращаемся за поддержкой. (представляется обоснование необходи-мой внешней поддержки реализации проекта).
Классификация тематических проектов в ДОУ
По доминирующей в проекте деятельности :
- исследовательско- творческий;
- ролево- игровой;
- творческий;
- информационный (практико-ориентированный).
По предметно- содержательной области:
- монопроекты (одна образовательная область);
- интегративные (две и более образовательные области).
По характеру координации:
- непосредственный;
- скрытый.
По характеру контактов:
- с воспитанниками одной группы;
- с воспитанниками нескольких групп;
- с воспитанниками всего ДОУ.
По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заин-тересованности детей, определяет педагог) :
- краткосрочные (1 - 3 недели);
- средней продолжительности (до месяца);
- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Типы проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой)
- Исследовательско - творческий. Дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (макеты и модели).
- Ролево - игровой. Используются элементы творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему.
- Информационный (практико-ориентированный). Дети собирают инфор-мацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы)
- Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.
Что такое "проект"?
Каждый проект - это "пять П" :
- проблема;
- проектирование (планирование)
- поиск информации;
- продукт;
- презентация.
Но фактически у каждого педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое "П" проекта - это его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.
По окончании проекта каждый педагог ДОУ, организующий проектную деятельность,должен оформить отчёт о проекте, что часто вызывает затруд-нения. Используя предложенную примерную структуру оформления отчёта о проведённом проекте в ДОУ, Вы, уважаемые коллеги, легко сможете это сделать.
Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ с использованием системной паутинки проекта
Титульный лист - название проекта, тип проекта, временные рамки проек-та, автор проекта.
Тема проекта и ее происхождение.
Задачи проекта (образовательные, развивающие и воспитательные) : для детей, для педагогов (не только для воспитателей, но, возможно, и для музыкальных руководителей, физкультурных руководителей, логопедов и т. д., для членов семьи.
Системная паутинка проекта.
Ожидаемые результаты проекта : для детей, для педагогов, для членов семьи.
Краткое содержание проекта :
Подготовительный этап - действия детей, действия педагогов, действия членов семьи;
Деятельностный этап - действия детей, действия педагогов, действия членов семьи;
Завершающий этап- действия детей, действия педагогов, действия членов семьи.
Описание продукта проекта : для детей, для педагогов, для членов семьи.
Презентация проекта - демонстрация продуктов проекта окружающим (здесь уместно разместить фотографии продукта проекта).
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Я ХОЧУ ПОЖЕЛАТЬ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СВОИМИ ВОСПИТАННИКАМИ!