Таскира Вакилевна Габидуллина
Консультация для педагогов «Проектно-поисковая деятельность педагогов с детьми по ознакомлению с историей родного города»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм – любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.
Публикация «Консультация для педагогов „Проектно-поисковая деятельность педагогов с детьми по ознакомлению с историей родного города“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
В дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающим. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у дошкольников потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином своей республики. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своей республики и своего города. В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа, его культурой и традициями, любовью своему городу, своей семье.
Традиции народа открывают огромные возможности для дошкольников, давая им знания и опыт организации своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему городу, своему Отечеству. Воспитание любви и преданности только к родному городу не возможно, все взаимосвязано.
Работая в данном направлении, использую не только отработанные методики, но и нахожусь в активном поиске новых путей и средств их реализации.
Воспитание любви к своей Родине рассматривается мною как многотрудный, долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к малой Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному городу, родной земле на основе обогащения социальных представлений детей.
Ориентиром в патриотическом воспитании дошкольников становятся: детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, театрализованная деятельность.
Осуществляя работу патриотической направленности, использую проектно-поисковую деятельность. Мною разработаны авторские проекты : «Мой город», «Любимый край Башкортостан». Разработаны к проектам занятия по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств, в процессе которых дети получают соответствующие знания и навыки.
В группе оформлена зона гражданско-патриотического воспитания, где дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном крае, городе. В работе с детьми используется широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, республики, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов. На занятиях изучаются произведения устного народного творчества, а также символика своей республики, города, страны.
Одно из направлений патриотического воспитания – знакомство детей с историческим прошлым родного города, ведь, чтобы любить, надо знать. Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Народная культура – полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Возрождение обычаев и традиций невозможно без реставрации прежних моральных устоев. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Отбор и систематизация знаний о родном городе и крае я проводила с учетом возрастных особенностей воспитанников, принимая во внимание характер их мышления, способность к обобщению. Я старалась так отобрать материал о родном городе и крае, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. ( Выставка: «Родной край», «Любимый город»; экскурсия в кабинет родного края; проведение организованной образовательной деятельности по познавательному развитию : «Мой любимый город», «Достопримечательности моего города»).
При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. В таких беседах важно, чтобы ребенок почувствовал отношение взрослого к фактам, событиям, о которых он рассказывает. Дети равно чувствуют и искренность, заинтересованность и малейшую фальшь, безразличие. В совместной деятельности широко использовала дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают формировать у дошкольников соответствующие знания и навыки. Проводила беседы о родном городе, крае. («Мой родной город», «Улицы моего города», «Что мы знаем о родном городе).
В совместной деятельности организовывала показ слайдовых презентаций, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций. («Природа родного края», «Октябрьский - мой любимый город», «Мой детский сад», «Октябрьский глазами детей»).
Во время прогулок в детском саду, посещали уголок леса, формировала умение детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так мной решались задачи не только познавательные, но и нравственные.
Наиболее эффективно воздействие на ребенка оказывается средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родного города, дошкольники могут радоваться или печалиться. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Не менее важным аспектом моей работы является развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, аппликации. На занятиях по аппликации обогащаются знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, истории традиционных элементов. ( Рисование: «Наша улица»; изготовление коллажа: «Мой город»; карта – схема: «Дорога в детский сад»).
Богат наш Башкортостан традициями народного творчества. Частью этого богатства являются пословицы и поговорки. В них можно найти взгляд на правду и ложь, быт и труд. В них отразилась и поэтическая история народа. До наших дней сохранились обряды, связанные с временами года, с гостеприимством башкирского народа, с почитанием старших и уважением младших. Они передавались от старших поколений к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам.
Знакомство с компонентами народной культуры целесообразно осуществлять средствами народной игры. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. ( Подвижные игры: «Юрта», «Курай», «Всадники», «Медведь и пчелы»; Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по родному городу», «Строители», «Мы – экскурсоводы», «Наша улица»).
Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования отношений со сверстниками и взрослыми.
В своей работе я активно сотрудничаю с семьями воспитанников, родители являются не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования детской личности.
Позиция родителей является основой семейного воспитания. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятия «Родина», «Государство», «Общество». Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна. Академик Д. С. Лихачев писал: “Патриотизм — это благороднейшее чувство. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа. ” Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека.