Наталья Спиридонова
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «В гостях у Акулины» — ознакомление с историей своего народа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «В гостях у Акулины»-ознакомление с историей своего народа
ВОСПИТАТЕЛЬ : СПИРИДОНОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
ЗАДАЧИ:
- ПОЗНАКОМИТЬ С ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА, С РУССКОЙ ИЗБОЙ, ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНОЙ ОДЕЖДЫ, БЫТОВЫМИ ПРЕДМЕТАМИ, НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ, КОЛЫБЕЛЬНЫМИ ПЕСНЯМИ,
- СОЗДАТЬ АТМОСФЕРУ ДОБРОТЫ, СОУЧАСТИЯ, СОПРИЧАСТНОСТИ К КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА,
Публикация «Конспект занятия по патриотическому воспитанию „В гостях у Акулины“ — ознакомление с историей своего народа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
- ФОРМИРОВАТЬ ПАТРИОТИЗМ, УВАЖЕНИЕ И БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ ПРЕДКОВ,
-ВОСПИТЫВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС, ЛЮБОВЬ К ПРЕКРАСНОМУ ЧЕРЕЗ БЕСЕДЫ, УСТНЫЙ И НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР.
ОБОГАЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:
- ПРЕДКИ ТЕ, КТО ЖИЛ МНОГО ЛЕТ НАЗАД ДО НАС,
- ИЗБА- РУССКИЙ ДОМ,
- ТРЕЩЕТКА- МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ,
- ЛЮЛЬКА- КРОВАТКА, ГДЕ КАЧАЮТ МАЛЫША,
-МАТРЕШКА- РУССКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА,
- КРАСНЫЙ УГОЛ- ПОЧЕТНОЕ МЕСТО ДЛЯ ХОЗЯИНА ДОМА И ГОСТЕЙ ПОД ИКОНАМИ.
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ :
- ЭКСКУРССИЯ В ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ (ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПОЧЕТНЫМИ ЛЮДЬМИ СЕЛА УНЭГЭТЭЙ)
- СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНШЕТА ПРО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МЕСНОГО РОДНОГО СЕЛА,
- ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ (7 ДЕКАБРЯ – ПЛАТОН – РОМАН – КАЖЕТ ЗИМУ НАМ)
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ :
- ДЕРЕВО – БЕРЕЗКА РУССКАЯ,
- РУССКАЯ ИЗБА (СТЕНЫ)
-ПЕЧКА РУССКАЯ, ЛЮЛЬКА, КРАСНЫЙ УГОЛ ДОМА, ИКОНА, ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДЕРЕВА – ТУЕСКИ, ИГРУШКИ, ПОСУДА, ВЫШИВКИ КРУЖЕВНЫЕ МЕСТНЫХ РУКОДЕЛЬНИЦ РОДНОГО СЕЛА, ДОРОЖКИ САМОТКАННЫЕ, САМОВАР УГОЛЬНЫЙ (ТРУБА, ТУШИЛКА, ЩИПЦЫ, НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ – ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТСКИЕ).
УЧАСТНИКИ:
- ВЕДУЩИЙ
- ПЛАТОН – РОМАН
- ХОЗЯЮШКА,
- МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.
«В гостях у Акулины»
ИЗУЧАЕМ ИСТОРИЮ СВОЕГО НАРОДА.
Ход:
- Дорогие ребята, сегодня у нас необычное занятие. Когда я шла утром на работу, меня как- будто ветер подхватил и я отправилась в необычное путешествие. А вы хотите отправиться со мной в необычное путешествие.
Дети. - да. (стук в дверь)
Воспитатель :- ребята по – моему кто – то к нам пришел?
(входит роман – Платон. В руках у него спеленатый ребенок)
Платон – роман:- здравствуйте друзья!
Дети. здравствуете, роман – Платон.
Вед. - а, что мы ребята про романа – Платона знаем?
Дети. - Платон – роман – кажет зиму нам.
Вед. - да, ребята по этому дню узнавали какой будет зима. Какой ребята она будет. (ответы детей по прошедшему дню)
Платон – роман. - молодцы ребята!
Воспитатель :- давайте ребята теперь отправимся вместе с Платоном – романом в наше путешествие. приходят на полянку к русской березке, по ходу читаю стихотворение:
Великий дар – единожды родится,
Вдохнуть, раскрыть глаза – и на века.
Увиденному миру удивиться,
Где дом и поле, роща и река!
(Платон – роман передает ведущему спеленатого ребенка)
- эти замечательные стихи привели нас на русскую землю, а руках у меня маленькое чудо – это кукла, спеленатый ребенок. Давайте нашей кукле дадим
имя.
Дети. -называют её -Таня
Воспитательпоказываю детям куклу)
- Таня так мала, что похожа на древесную почку. Эта почка будет расти, развиваться, у нее все еще впереди. Вы ребята тоже были такими же.
- родился человек, у него есть родители, мама, папа,. Все близкие, родные, мы с вами, как правило живем недалеко друг от друга на земле, которая называется РОДИНА.
Воспитатель :- А я знаю,что вы знаете стихи про нашу родину, прочтем
***
И там, где мы родились, где радостно живем, края свои родные
Мы родиной зовем.
***
Родина – это глаза моей мамы,
Полные слез или в искорках смеха.
Родина – это закат над полями.
Гор наших синих звонкое эхо.
***
Родина – слова не знаю чудесней,
В нем – наши сказки и славные были.
Дедов далекие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
***
Родина – это земля у порога,
Где мы впервые узнали свое имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдешь ты с другими
Воспитатель :- Родина, это ребята место которое полюбили наши предки. Они пустили здесь корни, основали свой род. Так же как у нашей березки. Посмотрите вокруг детки березки. Они совсем рядом. Ведь цветы, деревья, животные не могут жить без корней. Предки –те кто жил на земле давно – давно и дал жизнь своим детям, внукам. Давайте все вместе скажем слово – ПРЕДКИ.
Дети. - предки.
Воспитатель :- Именно дерево играло огромную роль в жизни наших предков. Ребята, а почему именно вокруг березы водили хороводы.
Дети. - Береза является символом русского дерева,
Воспитатель :- издавна на Руси был обычай водить хоровод именно вокруг этого дерева. Давайте встанем в хоровод. Хоровод это часть праздничного ритуала, даже и сейчас не обходится праздник без хоровода.
Чтение стиха про берёзоньку.
***
Береза, моя березонька.
Береза моя белая.
Береза раскудрявая,
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.
Вокруг тебя, березонька.
Красны девицы, да
Добры молодцы.
Гуляют, песни поют.
Да хороводы водят
Передает вед. Платону – Роману спеленатого ребенка.
поем песню «Во поле березка стояла».
1. Во поле березка стояла,
Во поле кудрявая стояла.
2. Припев: Люли – люли стояла.
Люли – люли стояла.
3. Некому березу заломати
Некому кудрявую заломати.
Припев тот – же.
4. Я пойду, пойду погуляю,
Белую березу заломаю.
Припев тот – же.
5. Срежу я с березы три пруточка
Сделаю из них я три гудочка.
Припев тот – же.
6. А четвертую балалаику,
А четвертую балалайку.
Припев тот – же.
7. Стану в балалаику я играти
Стану в балалаику я играти.
Припев тот – же.
Платон – Роман. - Молодцы ребята.
Воспитатель :- Ребята посмотрите перед нами русский дом. Как он называется?
Дети. - Изба.
Воспитатель :- Прежде чем войти в дом, что нужно сделать?
Дети. - Постучать.
Хозяюшка-Акулина. - Милости просим (встречает нас хлебом с солью).
Идет процесс угощения хлеба с солью.
Воспитатель :- Да ребята все сами шили, украшали, чтобы удивить и показать свое рукоделие.
- Ребята в доме есть красный угол. Вот он. Там находятся иконы.
Красный угол это почетное место для гостей. Под иконами сидел хозяин дома или уважаемый гость.
Все усаживаются за стол.
Воспитатель :- Обратите внимание, что вся мебель из дерева, все, что здесь находится все из дерева – столы, сундуки, стулья, лавки. Что это (показываю корзину)
Дети. - Корзина.
Воспитатель :- Она сделана из прутиков. Значит она тоже:
Дети. - Деревянная.
Воспитатель :--- Давайте посмотрим что в ней.
Дети. - посуда.
Воспитатель :- Достаю по очереди деревянные шкатулки, берестяные туески.
- Дерево ребята, действительно и обувало и обеспечивало жильем, и посудой и кормило своими плодами и не давало замерзнуть в мороз, радовало детей игрушками.
Воспитатель :- Вносит вторую корзину с игрушками.
- Отгадаите загадку узнаете, что в ней есть.
В деревне есть часы такие,
Не мертвые а живые.
Ходят без завода, они птичьего рода.
дети. - петух.
Желтый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек
А внутри секреты есть –
Может, пять, а может шесть.
Разрумянилась немножко.
Наша русская
Дети. - матрешка.
Воспитатель :- Стихи про русскую матрешку
***
1 матрешка.
Матрешка первая толста и по виду не пуста. Разделяется она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке. (Делает шаг в сторону) .
2 матрешка.
С озорными глазами, с ажурными повязками.
Эту куколку открой - будет третья за второй (Делает шаг в сторону)
3 матрешка.
Половинку отвинти, плотную, притертую, И сумеешь ты найти куколку четвертую. (Шаг в сторону)
4матрешка.
Вынь ее да посмотри, кто там прячется внутри.
Пятая матрешка в туфельках на ножках. (Шаг в сторону)
5матрешка.
У нее веснушки, а на кофте рюшки!
Но и эта не пустая - в ней живет еще шестая! (Шаг в сторону)
6матрешка.
А в шестой - седьмая - матрешка заводная.
Плясунья и певунья, да просто хохотунья (шаг в сторону)
7матрешка.
Посмотрите - ка, седьмая, половинку открывая,
- познакомила с восьмой,
И по ростику меньшой! (Шаг в сторону)
Вот видите, в игре дерево принимало участие, а что это у меня?
Дети. - трещотка.
Воспитатель :- это замечательный музыкальный инструмент. А если его раскрыть, то получится солнышко. Наши предки считали, солнце божеством и поклонялись ему. Вышивали, вырезали, рисовали. Ребята, давайте мы с вами без красок, без ниток и инструментов изобразим солнышко.
Дети встают в круг взявшись за руки.
- Вот у нас получилось солнышко. А теперь потрите ладонями друг о друга, что вы чувствуете?
Дети. -тепло
Воспитатель :--- это тепло добрых рук и добрых душ. Раньше ладони называли ладоши. Жили на земле Лад и Лада, Вместе они несли в мир любовь и понимание и протягивали руки друг другу. Желая жить в мире о согласии.
Начинает плакать ребенок.
Воспитатель :- Ребята наша Танечка устала ей надо отдохнуть. Вот ее кроватка, называют ее люлька. Ложу ребенка в люльку. Ребята, а что делают когда ребенка укачивают.
Дети. Поют колыбельную песню
Баю, баю, баю.
Танечку качаю.
Танечка устала.
Целый день играла.
Таня засыпает
Глазки закрывает.
Полжи Танюша
Щечку на подушку
Вытяни ты ножки
Спи скорее крошка.
Тише Танечка уснула и мы с вами отправимся в группу. Выходим из дома.
- ребята вам понравилось наше путешествие.
Дети. - да.
Воспитатель :- мы с вами еще не раз в этот дом будем приходить. Будем знакомиться с историей наших предков, что вы ребята сегодня запомнили?
Дети. - слово предки те люди которые жили на земле давно и дали жизнь своим детям. Это наши корни – дедушки, бабашки, прабабушки, прадедушки
- красный угол – почетное место для хозяина под иконами.
-музыкальный инструмент – трещотка.
- русская матрешка.
- КУДА УЛАЖИВАЛИ РЕБЕНКА СПАТЬ?
Хозяюшка провожает гостей.
- приходите еще в гости, я вас буду ждать и буду вам рассказывать как жили наши предки
До свидания.
Дети. - до свидания. (благодарят за прием).
Воспитатель :- ребята нам пора возвращаться в группу.