старовойтова валентина
Консультация для педагогов «Применение арт-терапевтических техник в изобразительной деятельности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Название технологии : «Применение арт-терапевтических техник в изобразительной деятельности со старшими дошкольниками»
Автор технологии : С. А Кожохиной, Т. Ю. Колошиной, А. А. Трусь, Инна Карпенкова
Цель технологии : развитие самовыражения и самопознания ребёнка через творчество, развитие креативности, гармонизацию личности, помогающей при решении любых проблем.
Задача технологии :
Публикация «Консультация для педагогов „Применение арт-терапевтических техник в изобразительной деятельности старших дошкольников“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Научить выражать эмоции и чувства, связанные с переживанием своих проблем, самого себя;
Вести активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
Подтверждать свою индивидуальность, неповторимость и значимость;
Повышать адаптивность в постоянно меняющемся мире.
Краткое описание технологии :
Арт-терапия – это относительно новый метод психотерапии, получивший активное бурное развитие в последнее время.
Арт-терапия – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг. Направления арт-терапии (арт- психология) соответствуют видам искусств, и не имеют ограничений и противопоказаний.
В настоящее время чаще принято под термином арт-терапия понимать использование искусств визуального ряда (рисунок, живопись, лепка, пластика и т. д.). Тем не менее название «арт -терапия» довольно прочно вошло в практику. В общем виде арт -терапия – это исцеление посредством любого художественного творчества. Арт- терапия – это такая форма психотерапии, которая доступна всем: и детям с 5 – 6 лет (так как до этого возраста символическая деятельность еще только формируется, и совсем взрослым. В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения.
Арт- терапия – метод лечения посредством художественного творчества (по А. Копытину). Привлекательность этого метода состоит для современного человека в том, что арт- терапия в основном использует невербальные способы самовыражения и общения.
Арт- терапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам ребёнка, тесно связанными с его творческими возможностями.
Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют ребёнку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире.
В процессе взаимодействия с миром ребёнок стремится осознать себя как личность, понять свою роль в жизни, оставить «след». Этот след остается не только в виде хозяйственной деятельности, но и в продуктах его активной психической деятельности. Одной из ярких форм ее проявления можно считать искусство и творчество.
Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный характер.
В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.
Человек замечает, что из бросового материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни) можно создавать красивые изделия. Также можно решить и сложную психологическую проблему - посмотреть на нее по-другому, не так как смотрел раньше. Психика ребёнка приобретает гибкость. Это свойство позволяет быть более адаптивным. Это и есть цель реабилитации. Арт- терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.
В последствии дети и взрослые, проходящие курс арт- терапии, могут приобрести хобби, научиться новому виду прикладного искусства. Новое увлечение позволяет уделять больше внимания к себе. Это делает отношения и родителей и ребенка более гармоничными.
В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы, сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другого, дети уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, чему научились сами.
Как это ни удивительно, но современная научная арт - терапия при всем многообразии ее связей с культурными феноменами ближе всего стоит к первобытному, «примитивному» доисторическому искусству. Оно, как и арт- терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен процесс творчества, а не результат.
Принципы занятий арт- терапией.
Как педагог помогает детям раскрыться? Какие принципы использует он в своей работе? Отметим некоторые, важнейшие из них:
1. Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.
2. Очень важно постоянно поощрять ребенка, выделять особенно удавшиеся стороны его рисунка или другой творческой работы.
4. Тон диалога с ребенком ни в коем случае не должен быть нравоучительным или раздраженным. Если Вы чувствуете раздражение, лучше не заниматься вообще. Слова поощрения и благодарности нужно говорить в течение всего занятия. “Спасибо”, “хорошо”, “замечательно”, “молодец”, “отлично” - эти теплые слова должны быть все время с педагогом во время занятия.
5. Педагог должен быть готовым к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок может ответить “Не знаю”, и тогда нужно предложить ему варианты ответов.
6. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Взрослый, вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия, рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.
7. Важно, чтобы материал, с которым идет работа на занятии, был добротным, ярким, красивым. Краски, карандаши, пластилин, бумага должны иметь аккуратный вид. Ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.
8. Многие занятия требуют рассказа педагога о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т. е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.
Используемая литература:
1. Кожохина С. К. «Путешествие в мир искусства» : программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М. : ТЦ Сфера, 2002. -192с.
2. Кокоренко В. Л. Арт –технологии в подготовке специалистов поиогающих профессий. СПб. ,2005.
3. Колошина Т. Ю., Трусь А. А. Арт-терапевтические техники в тренинге : характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. – СПб. : Речь, 2010. – 189с.
4. Сусаниа И. В. Введение в арт-терапию : учебное пособие. М., 2007
5. Таранова Е. В. Арт-педагогический практикум по работе с дошкольниками. Игры, упражнения, занятия. Ставрополь, 2003г.