Елена
Консультация для педагогов «Преодоление речевых нарушений путем коррекции двигательной сферы»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов по физическому воспитанию и музыкальных работников «Преодоление речевых нарушений путем коррекции двигательной сферы».
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста логопеда.
Публикация «Консультация для педагогов „Преодоление речевых нарушений путем коррекции двигательной сферы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Цель работы — помощь детям с незначительными нарушениями речи, которую можно оказать в условиях обычного детского сада.
В работе мы опирались на данные научных исследований и практические разработки медицинских и педагогических работников.
Современной наукой доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движении, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов (В. А. Гринер). Исследования профессора М. М. Кольцовой показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движении пальцев рук.
На логоритмических занятиях большое значение имеет музыка. О влиянии музыки на душевное и физическое состояние человека было известно еще в античности. Ученые Древней Греции, такие как Пифагор, Аристотель, Платон и др., обращали внимание современников на целительные воз можности музыки, которая, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию в человеческом теле.
Исследования механизма воз действия музыки на человека, проведенные учеными В. М. Бех теревым. И. М. Догелем, И. Р. Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. Звуча ние приятных мелодий способ ствует возникновению положи тельного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует ЦНС.
Швейцарский педагог, композитор и общественный деятель Эмиль Жак-Далькроз доказал возможность переведения музыкального ритма в пластические движения человеческого тела, так как ритм музыки тесно связан с моторикой, мышечной реактивностью человека.
В 30-е гг. XX в. лечебная ритмика нашла применение и в коррекционных учреждениях. В сис теме ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово, поэтому в практике появилось особое на правление коррекционной рабо ты — логопедическая ритмика (Г. А. Волкова, О. А. Крупенчук, И. Лопухина). Это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Для коррекции нарушений речи, особенно в работе со слабослышащими детьми, используется фонетическая ритмика (Т. М. Власо ва. А. И. Пфафенродт, представляющая собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи. В современных дошкольных учреждениях педагоги с успехом используют метод немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, заключающийся в синтезе слова, музыки и движения.
Для детей, имеющих нарушения речи, наиболее важны тренировка с помощью музыкальной ритмики наблюдательности, развитие чувства ритма и темпа, мыслительных способностей, фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки, развитие обшей тонкой и артикуляционной моторики.
Одним из основных методических средств нашей работы стала логоритмика, задачи которой — развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания и улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи.
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Рассмотрим авторскую технологию «Логоритмика для детей дошкольного возраста», девиз которой «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».
Цель технологии. Преодоление речевых нарушений у детей до школьного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова.
Классификационная характери стика педагогической технологии :
— по уровню применения — частнопредметная;
— философской основе — диа лектический материализм, сциентизм:
— ведущему фактору психического развития — био- и психогенная технология;
— концепции усвоения — нейролингвистическая и развивающая;
— ориентации на личностные структуры — формирование деятельностно-практической сферы;
— характеру содержания и структуры — обучающая технология;
— организационным формам — групповое обучение и дифференцированный подход;
— подходу к ребенку — личностно-ориентированная технология сотрудничества;
— доминирующему методу — игровая;
— направлению модернизации существующей традиционной системы — на основе активизации и интенсификации деятельности детей:
— категории обучающихся — компенсирующая технология.
Методологическая база использования логоритмики в образовательном процессе ДОУ
1. Положение П. К. Анохина о связи высших психических процессов с их чувственной основой на ранних этапах развития человека.
2. Положение психофизиологии о речевых процессах как о сложнейшей системе сенсомоторных координации.
3. Положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка.
4. Теория уровневой организации движений Н. А. Бернштейна.
Выделяется пять уровней организации движений:
уровень А — рубро-спинальный уровень ЦНС. обеспечиваю щие бессознательную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприорецепции, статическую выносливость и координацию;
уровень В — таламо-паллидарный, обеспечивающий коррекцию целостного движения, согласование его составных частей, выразительные движения, пантомимику, пластику;
уровень С — пирамидно-стриарный, обеспечивающий согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации, движения целевого характера, имеющего начало, конец;
уровень D — кортикальный, обеспечивающий афферентацию, опирающуюся на смысловую сторону действия с предметом, топологические качественные характеристики пространственного поля (верх, низ, между, над, потом, прежде, осознание правой и левой сторон тела;
уровень Е — высший кортикальный уровень символической координации и психологической организации движении, осуществляющий понимание чужой и собственной речи, музыкальное и хореографическое исполнение, основанное на образном мышлении.
Педагогические принципы логоритмической работы в ДОУ
1. Принцип опережающего подхода, заключающийся в раннем выявлении детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии и разработке необходимого коррекционного обучения.
2. Принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребенка (по Л. С. Выготскому).
3. Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность коррекционного процесса.
4. Принцип полифункционального подхода, предполагающий одновременное решение нескольких коррекционных задач на одном логоритмическом занятии.
5. Этиопатогенетический принцип, означающий дифференцированное построение логоритмического занятия в зависимости от речевого дефекта.
6. Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным по мере овладения и закрепления формирующих навыков.
7. Принцип наглядности, озна чающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем орга низма с целью обогащения слу ховых, зрительных и двигатель ных образов детей.
8. Принцип доступности, учитывающий возрастные и физиологические особенности детей и характер речевых нарушений.
9. Принцип сознательности и активности детей, заключающийся в том, что педагог должен использовать в работе приемы активизации познавательных способностей детей.
10. Принцип успешности, подразумевающий то, что ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
Содержание работы
Занятия логоритмикой рекомендуются для работы с детьми всех возрастных групп детского сада. Их проводить могут музыкальный руководитель, воспитатель и/или логопед.
Основой программы являются еженедельные логоритмические занятия, совместная деятельность педагога с детьми в течение дня.
Особенности занятий логоритмикой по авторской технологии
Логоритмические занятия ведутся с первой младшей группы, что дает возможность для раннего выявления и коррекции нарушений речи.
Занятия отличаются вариативностью. Педагог может заменить какую-либо часть занятия, включить в него чистоговорки или упражнения артикуляционной гимнастики, соответствующие дефекту речи детей. Так, в песенный репертуар можно включать знакомые песни, возможно изменение игрового материала, использование знакомых стихотворений и т. п.
Логоритмические занятия не регламентированы строго по времени. При проведении занятия нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. При необходимости занятие можно сократить.
В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — формированию правильного звуко-произношения.
Важнейшую роль в занятии играет музыка как интегральная основа всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.
Особое внимание уделяется на занятиях развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использования ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мело- и ритмодекламацию.
Одна из особенностей программы — использование малых форм народного фольклора (потешек, приговорок, закличек, прибау ток) для оздоровительных пауз, что способствует воспитанию детей в национальных традициях. В построении многих занятий использованы сюжеты русских народных сказок.
Все занятия имеют сюжетную основу. Разработаны циклы из 36 занятий для каждой возрастной группы в соответствии с психологическими особенностями детей. Для каждой возраст ной группы выпущены издатель ством «ТЦ Сфера» «Конспекты логоритмических занятий для детей 2—3 (3—4, 4—5, 5—6, 6-7) лет».
Особенности организации занятий
В основу методики таких занятий автором положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приемами. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, урожаи, новогодний праздник, зимующие птицы и т. д.). Основа занятий очень разнообразна. На занятиях могут быть использованы сказочный сюжет, воображаемое путешествие, включение персонажей, элементов фольклора, сюжетно-дидактических игр и т. д. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в обучении.
Развитие детей проводится через речевую и музыкальную деятельность по основным на правлениям.
1. Развитие сенсорных и моторных функций.
2. Формирование основы артикуляционных движений.
3. Развитие мимической мускулатуры.
4. Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве).
5. Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
6. Формирование черт гармоничной личности (дружбы, уважения, доброты, самокритичности и др.).
Последовательность ознакомления со звуками может соответ ствовать рекомендациям Г. А. Каше (1985) или варьироваться в зависимости от конкретного случая.
Логоритмическая работа в течение дня
Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при совме тной деятельности всех педагогов ДОУ в этом направлении.
Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду.
1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
3. Речевые игры перед едой.
4. Логоритмические паузы на занятиях.
5. Динамические паузы между занятиями.
6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.
7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
8. Подвижные игры с пением (на прогулке).
9. Игры малой подвижности (в группе).
10. Логоритмические досуги.
Многолетняя работа по данной технологии показала: логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.
Литература
1. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. М., 1997.
2. Далькроз Ж. Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. Шесть лекций. Пер. Н. Гнесиной. 2-е изд. СПб., 1914.
3. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2004.
4. Нищева И. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2001.'
5. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
6. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М. 2000.
7. Франио Г. С, Лифиц И. В. Методическое пособие по ритмике. М., 1995.
8. Картушина М. Ю. Логоритмика в детском саду. М. ,1999.