Юлия Сафонова
Консультация для педагогов «Особенности реализации прав ребенка посредством социальных взаимоотношений»
▼ Скачать + Заказать документы
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, в котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, к людям, к миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
Декларация прав ребенка, принятая 20 ноября 1959 года, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.
Публикация «Консультация для педагогов „Особенности реализации прав ребенка посредством социальных взаимоотношений“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Конвенция о правах ребенка определяет полноправные возможности детей на пользование услугами образования, различными достижениями культуры и цивилизации, определяет право на отдых и досуг, а также другие права, которые должны обеспечивать детям государства – члены ООН. Конвенция о правах ребенка – основной международный правовой документ, который рассматривает права детей от самого рождения до 18 лет на условия жизни без голода, нужды, эксплуатации, жестокости и других форм насилия со стороны общества, а также право на культурное и духовное развитие личности ребенка.
Документ содержит четыре основных требования, которые должны обеспечить права детей : выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества. В Конвенции заключены два основополагающих принципа:
1. Ребенок- самостоятельный субъект права, то есть обладает всем комплексом гражданских, политических, социальных и культурных прав человека.
2. Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.
Права ребенка- свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребенка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок – это лицо, не достигшее 18 лет. Государство берет на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
Ребенок имеет право на семью
Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей
Ребенок имеет право на образование
Ребенок имеет право на равенство
Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли
Ребенок имеет право на собственное мнение
Ребенок имеет право на имя и гражданство
Ребенок имеет право на получение информации
Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения
Ребенок имеет право на медицинское обслуживание
Ребенок имеет право на отдых и досуг
Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например у детей с ОВЗ)
Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка.
Образовательные задачи педагогов дошкольного учреждения
1. Формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний, выражающихся в осознанном их применении.
2. Развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, пробуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию.
3. Предоставлять каждому ребенку возможность почувствовать свою значимость и компетентность. Создать условия для упражнения в конкретных и практических действиях по праву.
4. Вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.
Воспитательные задачи педагогов дошкольного учреждения
1. Любить ребенка таким, каков он есть.
2. Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинства и ответственность за себя и свои поступки.
3. Хвалить, поощрять, одобрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
4. Верить в возможности каждого ребенка, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
5. Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.
6. Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал : возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» - главная формула образования.
7. Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям.
8. Сделать ребенка родителей своими союзниками в деле воспитания.
Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разновозрастных группах.
Младший дошкольный возраст (3-5 лет)
Конвенция о правах ребенка направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в каждом уголке земли. Многие педагоги стараются познакомить с ней детей как можно раньше. С маленькими не нужно специально учить права детей. Нужно реально ограждать и предохранять их от зла, защищать их. А это – задача взрослых. Конвенцию о правах ребенка должны знать специалисты – юристы, которые занимаются ювенальной юстицией, педагоги и, конечно, родители. А у ребенка, в первую очередь маленького, и так мало защитников. Образ взрослого человека как справедливого, доброго защитника обязательно должен сформироваться у ребенка в раннем возрасте.
Старший дошкольный возраст (5-7лет)
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности - игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Для этого организуется проблемно-поисковая деятельность детей (разрешение ситуаций проблемного характера, создаются условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблем, плакатов). В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и самое главное - личный пример.