Шевгия Бабаева
Консультация для педагогов: Формирование взаимоотношений между детьми 4–5 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
Моральное развитие детей четвертого года жизни во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в группе. В этом возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры.
Взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательными. Вместе с тем они могут стать и источником конфликтов.
Публикация «Консультация для педагогов: Формирование взаимоотношений между детьми 4–5 лет,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
По нашим наблюдениям, причин для таких конфликтов несколько. Одна из них состоит в том, что у ребенка, не решившего, чем ему заняться в данный момент, возникает мимолетное желание последовать примеру сверстника. Например, мальчик вышел на прогулку и обнаружил, что дети, которые оделись раньше, уже сидят на самокатах или качаются на качелях. У него появляется желание заняться тем же самым. Но для этого следует как-то заполучить самокат или освободить качели. Повод для конфликта есть. Правда, желания, возникающие в подобных ситуациях, достаточно мимолетны. Поэтому ребенка очень легко переключить на любое другое дело (рисовать мелом на асфальте, делать крепости из песка и т. д.).
Однако причиной конфликта могут стать более обоснованные желания детей. В процессе возведения постройки или игры ребенку действительно может понадобиться какой-то предмет, который в данный момент с полным правом использует его сверстник. Им обоим нужны именно эта машина, именно этот кубик, именно эта посуда.
Безусловно, для приобретения такого количества игрушек, которое может вдруг понадобиться детям, не хватает ни средств, ни помещения. Разумный выход: научить их дружелюбно выходить из таких ситуаций.
Популярный у воспитателей прием «отдай, если вежливо попросят» не стоит рассматривать как единственный и пригодный для всех случаев. Кстати, некоторые дети быстро привыкают использовать этот прием с пользой для себя и в ущерб менее ловким сверстникам.
Помимо таких типичных ситуаций, конфликты возникают и по совсем экзотическим поводам. На окне сидит мишка, «наблюдающий», как дети одеваются и раздеваются. Одна из девочек настойчиво пытается убрать его в шкафчик «Потому что у окна холодно и у мишки мерзнет голова». Другая с неменьшим упорством возвращает его назад: «Это его место, и он должен здесь сидеть».
Наконец, длительное совместное пребывание 15-20 детей порождает необходимость считаться друг с другом во множестве незначительных бытовых ситуаций.
Мы видим два подхода к решению этой серьезной проблемы:
-вместе с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта;
-вырабатывать отрицательное отношение к неприемлемым формам поведения.
Приведем примеры первого подхода.
Ребенок принес в детский сад самолет. Все мальчики сразу захотели играть с этим самолетом. Возникла ссора. Воспитатель предложил сделать много самолетов из бумаги, а из кубиков построить большой аэродром. Когда все было готово, началась общая игра, в которой уже не возникало никаких трений.
Дети построили дорогу, которая оказалась такой короткой, что на ней поместилась только часть машин. Возникла ссора: кому ехать? Воспитатель предложил сделать длинную дорогу с несколькими ответвлениями. После этого «водители» мирно и долго ездили по ней.
Мальчик построил гараж для машины. Другой тоже захотел поставить туда машину, но места мало- и гараж рушиться. Возникает ссора. Воспитатель предлагает сделать гараж на две машины. Недавние «враги» строят большой гараж с перегородкой и двумя воротами и спокойно продолжают играть рядом.
Второй подход
заключается в формировании у детей отрицательного отношения к конфликтным формам поведения.
Работа в этом направлении может опираться на следующие психологические особенности дошкольников данного возраста.
-Способность при определенных условиях осознать негативные стороны собственных действий.
-Умение мысленно поставить себя на место другого, чтобы «пережить» ситуацию с его точки зрения.
-Возможность включения соответствующих форм поведения в образ-Я ребенка.
Осознание ребенком моральной стороны своих действий.
Необходимость специальной работы в этом направлении вызвана тем, что дети четвертого года жизни в процессе своих действий думают преимущественно о той цели, к которой стремятся, а не о средствах ее достижения. Отнимая игрушку или толкая сверстника, который стоит на пути к маме, ребенок думает об игрушке и о маме, а не о правах и переживаниях другого.
Оценка поведения ребенка, конечно, обозначает для него отношение взрослого, но не затрагивает главного (игрушка была очень нужна, а приход мамы вызвал искреннюю радость) и поэтому крайне редко западает в детскую душу настолько глубоко, чтобы вспомнить о ней при повторении ситуации.
Чтобы помочь ребенку осознать моральную сторону своих действий, мы использовали следующий прием.
Вскоре после негативного поступка (во второй половине дня или на следующий день) воспитатель разыгрывает перед детьми сценку, точно воспроизводящую нежелательные действия ребенка. Участниками события являются не дети, а игрушки (зайцы, мишки, куклы и т. п.). Этот момент принципиально важен. Взаимоотношения игрушечных зайцев непосредственно не задевают детей, иони могут более спокойно и объективно отнестись к их действиям.
Участики конфликта, как правило, узнают ситуацию. При этом они получают возможность снова включиться в нее и увидеть себя «со стороны». Это побуждает ребенкасамого внутренне определиться, нравиться он себе в таком виде или нет.
Приведем несколько примеров.
Миша часто ломает постройки других детей, мешает им играть. Воспитатель показывает такую сценку.
«Хороший» заяц строит дом. Построю дом, буду в нем от лисы прятаться. И дождь меня в доме не замочит. Еще поставлю ящик и буду держать в нем морковку. Другие зайцы придут спрятаться от дождя, а я их морковкой угощу. Потом построю.
Появляется «плохой» заяц.
«Плохой» заяц.
Ты что тут делаешь?
«Хороший» заяц. Дом строю, чтобы от дождя прятаться и морковку хранить. - «Плохой» заяц. Я тут прыгать хочу (ломает дом).
«Хороший» заяц (плачет). Я так старался,хотел всех друзей в гости позвать. Мог бы рядом попрыгать.
Миша сидит, опустив голову. Дети жалеют «хорошего» зайца. Воспитатель помогает восстановить дом.
Нина играет с новым телефоном. Саша просит дать ему поиграть. Нина грубо отталкивает Сашу и кричит: «Уходи, не дам телефон».
Вечером воспитатель показывает сценку. «Плохой» заяц играет с телефоном. «Хороший» заяц. Дай мне, пожалуйста, немного поиграть с телефоном. «Плохой» заяц (толкает его). Убирайся, не дам!
«Хороший» заяц плачет. Дети предлагают ему свои игрушки, осуждают «плохого» зайца. Нина покраснела, сидела молча. Потом вместе со всеми гладила и жалела «хорошего» зайца.
Настя после сна часто прячет заколки других девочек. Те волнуются и плачут. Воспитатель разыгрывает сценку. «Хороший» заяц нашел в саду яблоко и принес его домой. Положил на видное место и говорит: «Пойду позову друзей, будем есть яблоко, а потом поиграем». Уходит.
«Плохой» заяц прячет яблоко.
«Хороший» заяц возвращается и не находит яблоко, ищет, заглядывает в разные места, плачет. Дети рассказывают ему, что случилось и где спрятано яблоко. Настя сидела молча. Заколки больше не прятала.
Необходимо подчеркнуть: воспитатель сознательно не называет имени ребенка, действия которого имитируют персонажи. Что касается детей, то одни не видели этого поступка или не обратили на него внимания; другие забыли про него; третьи не отождествляют заколки с яблоками. Поэтому ребенок самостоятельно оценивает показанную ситуацию.