Светлана Фомина
Круглый стол для педагогов «Охрана прав и достоинств маленького ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическая часть.
СЛАЙД 1
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ДОКУМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЛАЙД 2
Цель. Обобщить знания педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права ребенка. Систематизировать знания педагогов по осуществлению прав ребенка в ДОУ и семье. Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе.
СЛАЙД 3
Публикация «Круглый стол для педагогов „Охрана прав и достоинств маленького ребенка“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким – либо образом, но и требовать соблюдения своих прав. Можно выделить три уровня законов, регулирующих права ребенка.
СЛАЙД 4
1- й уровень:
Декларация прав ребенка (принята ООН 20.11.1959 г.). Декларация — «провозглашение» : в отличие от Конвенции, пактов носит не столько законодательный характер, сколько характер нравственного ориентира. • Конвенция о правах ребёнка (принята ООН 20.11.1989 г.); другие документы, принятые рядом стран.
2 -й уровень:
Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.)
Гражданский, Уголовный и Семейный кодексы РФ
3-й уровень:
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г.).
Закон об образовании (№ 273 – ФЗ от 29.12.12)
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р)
ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВА РЕБЁНКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ
СЛАЙД 5
Конвенция ООН о правах ребёнка дает развернутое содержание понятия «жестокое обращение» и определяет меры зашиты (ст. 19, а также устанавливает ответственность государства:
• за обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка (ст. 6);
• за защиту от произвольного или незаконного вмешательства в осуществление права ребенка на личную жизнь, от посягательства на его честь и репутацию (16);
• за обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (24);
• за признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (27)
• за защиту ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации (34);
• за защиту ребенка от жестокого обращения (ст. 37);
• за помощь ребенку, явившемуся жертвой любых видов жестокого обращения (ст. 39).
СЛАЙД 6
Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность:
• за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-135);
• за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).
СЛАЙД 7
Семейный кодекс РФ гарантирует:
• право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
• право ребенка на защиту его законных интересов и обязанности органа опеки и попечительства принять меры в случае нарушения его прав (ст. 56); при этом предусмотрены:
• лишение родительских прав как мера защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;
• немедленное отобрание ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни и здоровью (ст. 77).
СЛАЙД 8
Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных организациях, на уважение их человеческого достоинства. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, не допускается.
СЛАЙД 9
2. Жестокое обращение с детьми: что это такое?
«Проблемные родители» - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, которыми взрослые калечат ребенка, это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимой пищей, одеждой, гигиеническим уходом, лишают сна. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение в детстве делает людей социально дезадаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошим родителем. Опасное социальное
последствие насилия – дальнейшее воспроизводство жестокости. Жестокое обращение с детьми могут допускать не только родители (но и другие члены семьи, опекуны, попечители, воспитатели и т. д.
СЛАЙД 10
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми
1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
2. Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.
3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и формирующее патологические черты характера. К психической форме насилия относятся: - открытое неприятие и постоянная критика; - угрозы в адрес ребенка в словесной форме; - замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; - преднамеренная физическая или социальная изоляция; - ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; - однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму. 4. Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.
СЛАЙД 10
3. Право на защиту и помощь
Согласно требованиям Конвенции и нормативно – правовым документам РФ, ребенок имеет право на защиту от всех форм не только физического, но и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение.
Если проанализировать деятельность воспитателей, становится ясно, что в настоящее время еще многие дети нуждаются в защите. При этом воспитатели зачастую не преднамеренно нарушают права детей, а действуют в силу непонимания проблемы.
Одна из причин нарушения прав детей в ДОУ состоит в том, что с каждым годом приходит все больше проблемных детей с поведенческими нарушениями, эмоционально – личностными расстройствами (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность и т. п.) – по статистике те или иные проблемы имеет каждый третий ребенок.
Установлено, что 58% педагогов не только не в состоянии установить причину и оказать помощь таким детям, но зачастую не видят сам факт нарушений психо – эмоциональной сферы ребенка.
Кроме того, значительное число детей в группах являются «пренебрегаемыми» и «отверженными», и социальный статус таких детей на протяжении дошкольного детства практически не меняется. Т. о., ребенка в д/с можно считать наверняка защищенным лишь от физического насилия.
В настоящее время острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты прав ребенка в семье. Работа д/с по разъяснению прав и обязанностей родителей должна включать в себя три взаимосвязанных направления :
СЛАЙД 12
1. Проведение работы по ознакомлению воспитателей ДОУ с системой нормативного обеспечения прав детей на международном, федеральном и региональном уровне.
2. Организация практической работы педагога детского сада с родителями по укреплению здоровья, профилактике, диагностике и коррекции жестокого обращения с детьми, защите их прав и достоинства.
3. Работа воспитателей по обмену опытом, проведение совместных встреч, заседаний методических объединений, конференций; создание общественного банка данных о жестоком обращении с детьми; проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации.
СЛАЙД 13
Функции педагога в правовом воспитании дошкольников:
демонстрация высокого правового сознания, правовой культуры;
реализация прав и свобод детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья;
построение отношений с детьми, педагогическим коллективом и родителями на основе диалога, взаимного обмена информацией;
организация работы по воспитанию правового сознания в зависимости от возможностей каждого ребенка;
содействие саморазвитию личности ребенка, воспитанию чувства собственного достоинства, долга, ответственности;
подготовка детей к жизни в обществе;
привитие навыков общения в коллективе, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций;
формирование высоких морально – нравственных качеств у детей;
ознакомление воспитанников с их правами и способами их защиты.
Работа по формированию правового сознания у родителей должна проводиться во всех группах со всеми родителями в различных формах: анкетирование, оформление наглядно – информационных стендов, консультации психолога, дискуссионные клубы, привлечение родителей к проведению различных мероприятий.
К сожалению, обиженные, страдающие и очень несчастные маленькие дети постоянно будут сменять в д/с друг друга. Поэтому задача педагогического коллектива д/с состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.
Педагог – главное действующее лицо при проведении работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном образовательном учреждении, а также защита детей от жестокого обращения в семье.
СЛАЙД 14
Практическая часть.
Практическая часть нашего круглого стола «Охрана прав и достоинства маленького ребенка». Мы постараемся закрепить наши знания и опыт практической работой, с помощью игр, викторин
1. Начнем с небольшой разминки.
СЛАЙД 15
1. Назовите Международные документы, регулирующие права ребенка (Декларация прав ребенка (1959, Конвенция о правах ребенка (1989)
2. Назовите документы Российской Федерации, регулирующие права ребенка (Конституция РФ (1993, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Об основных гарантиях прав ребенка в РФ, Закон об образовании в РФ № 273 – ФЗ (29.12.12.)
3. Кто является уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка (Кузнецова Анна Юрьевна)
СЛАЙД 16
4. Назовите основные формы жестокого обращения с детьми (физическое насилие, психическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами ребенка)
5. Какую форму жестокого обращения с детьми характеризует следующее высказывание – «отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию» (пренебрежение нуждами ребенка).
СЛАЙД 17
6. Назовите направления работы педагогов детского сада по охране прав ребенка :
- Организация практической работы педагога детского сада с родителями по укреплению здоровья, профилактике, диагностике и коррекции жестокого обращения с детьми, защите их прав и достоинства;
- Работа воспитателей по обмену опытом, проведение совместных встреч, заседаний методических объединений, конференций; создание общественного банка данных о жестоком обращении с детьми; проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации.
СЛАЙД 18
2. Викторина «О правах ребенка».
Выберите правильный ответ
СЛАЙД 19
- Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка? (Ф. М. Достоевскому, А. П. Чехову, А. М. Горькому)
- В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка? (1948, 1959, 1966 г.)
- В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка? (1968, 1982, 1989 г.)
- Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (педагоги, родители, члены правительства)
СЛАЙД 20
- На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей? (на благотворительные организации, на иностранных спонсоров, на государство). Согласно ст. 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.
- Какой стиль воспитания несовместим с правами ребенка (авторитарный)
- Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода
родителей (оба родителя)
3. Реши кроссворд
СЛАЙД 21
По горизонтали:
1. Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого- либо или чего-либо. (свобода)
2. Маленький мальчик или маленькая девочка. (ребенок)
3. Группа лиц, объединенных общей деятельностью, общими интересами. (коллектив)
4. Вводная, разъясняющая часть какого-либо международного документа, закона или иного правового акта. (преамбула)
5. Самостоятельный раздел, параграф в юридическом документе. (статья)
6. Соблюдение равных прав. (равноправие)
7. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми. (право)
8. Основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки. (принцип)
9. То, что принято в результате обсуждения. (решение)
10. Сообщение, извещение о чем-либо, доводимое до всеобщего сведения. (объявление)
Слово по вертикали.
Официальное провозглашение каких-либо принципов, положений от лица государства, партии, международной организации, а также документ, в котором они изложены. (декларация)
4. Игра «Волшебный сундучок»
СЛАЙД 22
Ведущий: сейчас из волшебного сундучка я буду по очереди доставать предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.
Свидетельство о рождении
- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на имя)
Сердечко
- Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)
Домик
- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)
Конверт
- О чем напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
Букварь
- О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учебу)
Картинка медведицы с медвежонком
- О чем напоминает эта картинка? (о праве ребенка быть вместе с мамой)
Таблетки
- О каком праве напоминают эти таблетки? (О праве на получение медицинской помощи)
Паспорт
- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на гражданство).
Ведущий: Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать. А закончить наш круглый стол я хочу очень хорошим стихотворением А. Вознесенского:
СЛАЙД 23
В жизни можно по– разному жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям.