Приложение МААМ

Консультация для педагогов Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО

Трушкина Кристина Игоревна
Консультация для педагогов Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы

За последнее время в нашей стране произошли большие изменения.

Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей

истории. У современных детей искажены представления о патриотизме,

доброте, великодушии. На современном этапе материальные ценности

доминируют над духовными. Поэтому в содержании ФГОС отмечается

острая необходимость активизации процесса нравственно – патриотического

воспитания. В системе дошкольного образования проблема нравственно –

Темочки:

патриотического воспитания обозначена как никогда остро. Концепция

дошкольного воспитания и ФГОС ДО определили основные принципы

данного направления – «Приобщение детей к социокультурным нормам,

традициям семьи, общества и государства».

Цель нравственно-патриотического воспитания – формирование у

детей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических

чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной

педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым,

нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества

разовьются у ребенка, зависит, прежде всего от окружающих его взрослых:

родителей, педагогов, и от того, как они его воспитают, какими

впечатлениями обогатят.

В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть

сформировано окончательно – всё лишь зарождается: и гуманизм, и

коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и

патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут

свое начало в дошкольном возрасте.

Период дошкольного возраста по своим психологическим

характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так

как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща

подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность

чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на

всю жизнь.

Нравственно – патриотическое воспитание - понятие ёмкое. Единого

подхода к определению «нравственно - патриотического воспитания» не

существует. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство

Родины.

2

Нравственно – патриотическое воспитание в ДОУ – целенаправленный

процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и

конкретного общества.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников

являются:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,

их традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание должно носить комплексный

характер, охватывать все виды детской деятельности по разным

направлениям развития и осуществляться как в повседневной жизни, так и в

ООД.

Система и последовательность работы по нравственнопатриотическому воспитанию детей дошкольного возраста должна

выстраиваться от простого к сложному и может быть представлена

следующим образом:

Этапы патриотического воспитания детей дошкольного возраста :

- предварительный, базовый (формирование нравственных основ

личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с

другими людьми, развитие нравственных чувств);

- художественно – ознакомительный (знакомство с народными

традициями, национальным искусством);

3

- эмоционально – действенный (формирование желания и умения

реализовать отношения и знания в практической и воображаемой

действительности).

В дошкольном возрасте целесообразно начать работу по

формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей

семье, к своему месту рождения.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и

богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого

лучше всего начинать знакомить детей с малой родиной – местом, где они

живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту

тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к

пониманию того, что город - часть большой страны, а дети - жители России,

ее граждане. Гражданин - житель страны, который признает ее законы

(правила поведения, потому что он любит свою страну.

Средства патриотического воспитания

Единой классификации воспитательных средств не существует, так как

они слишком разнообразны.

Принимая за основу, канал психологического влияния на человека,

выделяют следующие средства воспитания :

1) аудиальный - слово, музыка, песня, стихи, звуки природы;

2) визуальный - предмет, изображение предмета, художественный

образ, видео, фото;

3) кинестетический - ритмические движение, символические жесты,

смена позы, тактильные прикосновения.

Несмотря на то, что средства воспитания широко изучаются, нет

возможности ответить на вопрос, какое из средств наиболее эффективно.

Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги

должны использовать различные формы и методы организации деятельности

детей. В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

• Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь

горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых

новостройках и т. п.)

• Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных

объектов и непосредственными наблюдениями детей;

• Беседы с детьми о стране, родном городе;

• Использование детских художественных произведений, репродукций

картин (их рассматривание и обсуждение);

• Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок,

чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

4

• Знакомство детей с народной декоративной росписью;

• Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в

ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный

труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);

• Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно

поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к

общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за

хорошее поведение в общественных местах;

• Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу,

свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно

помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная

жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

Для этого используют различные формы работы:

Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного

характера.

Чтение сказок.

Работа в книжном уголке

Ручной труд.

Изготовление подарков.

Выставки и экспозиции.

Развлечения, досуги, праздники, концерты.

Совместная проектная деятельность.

«Уроки доброты».

Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые, подвижные,

настольные).

Инсценировки, театрализации.

Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне и другим

знаменательным датам.

Создание фотоальбомов и т. д.

И, конечно же, основная форма работы –организованная

образовательная деятельность.

ООД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной

группы. Знания, полученные во время образовательной деятельности,

закрепляются в различных формах вне ООД. И в течение всего года

воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее.

Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с

определённым усложнением ( например: «День защитника Отечества», «День

космонавтики», «День Победы»). Образовательная деятельность должна

проводиться с использованием наглядного материала.

5

При знакомстве дошкольников с историей родного села, города и

родной страны, воспитателю приходится многое им рассказывать, поэтому

при составлении рассказа воспитатель должен помнить следующее:

• По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный

материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды,

различные схемы, рисунки мелом на доске и др.

• Составлять рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к

детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность,

внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом

случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу

с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.

• Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспитателю не

следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не

доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события

происходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было оченьочень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими»,

и т. п. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их

обязательного запоминания ( например: 1941г. ,1945г., 12 апреля 1961г., т. п.)

• Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе

встречаются незнакомые детям слова, например: «князь», «полководец»,

следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными

грамматическими конструкциями.

• В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного

города, воспитатель часто рассказывает им о различных архитектурных

сооружениях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно

рассматривать их архитектуру, использовать специальную терминологию.

Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от

других.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического

воспитания, вы добьётесь успеха. Вы покажете детям красоту своего родного

города, познакомите их с талантом русского народа, некоторыми

героическими страницами истории, научите детей любить свой город и свою

страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как

Россия.

Большое значение имеет работа с семьей. Взаимодействие семьи и

ДОУ необходимо осуществлять на основе принципа единства координации

усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности

воспитателей и семьи.

6

Среди форм совместной работы ДОУ и семьи по патриотическому

воспитанию можно выделить следующие:

Консультации и беседы.

Круглые столы.

Организация фотовыставок («Мой любимый город», «Самое красивое

место в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа

служил в Армии», и т. п.)

Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи

(создание рисунков, аппликаций, поделок).

Поддержание групповых традиций (чаепития, утренники).

Организация встреч с «интересными людьми».

Родительский клуб.

Оформление информационных стендов.

Семейные экскурсии по району, городу.

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его

воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности

и историческом прошлом страны, зависит становление личности гражданина.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы»Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы» Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи.

Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

План самообразования воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2 младшая группа «Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Видеоконсультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Видеоконсультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»Цель: Формирование патриотических чувств, через воспитание.

Выступление на районном семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги, свой доклад мне хочется начать словами выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО
Опубликовано: 11 декабря 2023 в 17:11
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО» (включая файлы) размещена пользователем Трушкина Кристина Игоревна (УИ 3326619) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД