Светлана Глущенко
Консультация для педагогов «Конфликты в нашей жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конфликт – это столкновение разноправных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жестокой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому - либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаниий, влечений оппонентов. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает дествовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный и далее может развиваться. Говоря иначе, конфликт – ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.
Публикация «Консультация для педагогов „Конфликты в нашей жизни“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Конфликты подразделяются :
- «подлинный» - когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого – либо легко изменяющегося фактора;
- «случайные или условные» - когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;
- «смещенные» - когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связанны с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой – либо символической форме;
- «неверно приписанные» - когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать в группе противника, «затушевывая» тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силу отсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте;
- «скрытый» - когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;
- «ложный» - конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений Конфликты могут инициироваться не только объективными, но субъективными условиями. К объективным обстоятельствам относится, то, что существует более или менее независимо от воспитательного процесса, и что создает потенциальную возможность конфликта. Субъективные условия составляют уровень воспитанности и развития детей, осознание степени конфликтности ситуации ее участниками, их морально – ценностные ориентации.
По своей направленности конфликты делятся на следующие виды:
- социально педагогические – они проявляются как в отношениях между
группами, так и с отдельными людьми. В основе этой группы лежат конфликты – нарушения в области взаимоотношений. Причины взаимоотношений могут быть следующими: психологическая несовместимость,т. е. неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека, вызывающего у одной из сторон или одновременно у каждой из них неприятное эмоциональное состояние. Причинами может быть борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание, поддержку окружающих;
- психолого–педагогические конфликты – в их основе лежат противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе в условиях дефицита гармонизации складывающихся в нем отношений;
- социальный конфликт – ситуативные конфликты от случая к случаю;
- психологический конфликт – присходит вне общения с людьми, происходит внутри личности.
Конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности, или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности и группового сотрудничества. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации
Поведенческие реакции субъектов конфликта многообразны и зависят от их личностных особенностей. К основным формам конфликтного поведения ребенка можо отнести: вызывающие действия и поступки (нарушение дисциплины, грубость, дерзость, непослушание, заведомая ложь) ; некорректное выражение несогласия; резкая критика действий и поступков взрослого; скрытое противостояние (игнорирование к мнению взрослого, уклонение от контактов); пассивный протест (молчаливое отчуждение,обида слезы); провокационные действия и поступки («каверзные» вопросы, безобидные шалости и жестокие проделки с целью досадить взрослому)
Известно, что инициатором конфликта может быть не только ребенок, но и сам взрослый. Его конфликтогенные проявления также отличаются разнообразием: грубость, попрание достоинства, наклеивание ярлыков; неприятие критики в свой адрес; скрытое унижение личности (иронии, насмешки); пристрастное отношение, выделение «любимчиков» и «козлов отпущения ; запугивание;демонстрация превосходста; равнодушие; лицимерие, расхождение слов и де. Приведенный перечень достаточно типичных конфликтогенных т. е. провоцирующих агрессивных реакций психологической защиты у детей, в своей сущности является нарушением принципов профессиональной этики, неумением строить воспитательное взаимодействие на ненасильственной равнопартнерской основе.
1. Мудрость в повседневных контактах.
Взаимодействие – это действие индивидов, направленных друг на друга. Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом.
Человек в самом деле общественное, социальное существ, живущее в условиях взаимодейсвия и общения с людьми. Никто не хочет конфликтовать. Когда конфликты становятся частыми, человек мучительно ищет выход. Некоторые начинают ограничивать общение. В первый момент как будто помогает, но это временный выход. У человека попавшего в условия полного одиночества, через пять – шесть дней развивается психоз.
Когда возникает конфликт вместо гармоничного общения, близости, любви раздается скрип натруженных сердец и треск изломанных судеб. Всегда кажется, что если бы не злая воля нашего партнера по общению, то конфликта не было. А о чем думает наш партнер. О том же. Мысленно пытаемся навязать партнеру тот или иной стиль поведения. Побеждаем его припираем к стенке и на время успакаиваемся, т. к. нам кажется, что мы приобрели определенный опыт в этом конфликте. А что делает наш партнер? То же самое. И зачастую мы не подозреваем, что законы общения также объективны, как законы природы и общества. Общаясь с партнером мы должны помнить, что общаемся с человеком, который о себе хорошего мнения. Это необходимо подчеркнуть всем своим видом, построением фраз во время беседы. Лучше всего, если во время беседы вы все время внимательно смотрите на собеседника, как это бывает во время борьбы. Кроме того ответ партнера запрограммирован в самом вопросе. Если ответ партнера вас не устраивает, то вы задали не тот вопрос. Таким образом, для того чтобы управлять партнером по общению, необходимо моделировать свое поведение, а он уже вынужденно будет поступать так, как вам надо. Таким образом объектом воспитания всегда под рукой. Будьте мудрым и снисходительным воспитателем. Не наказывайте своего подопечного слишком строго, старайтесь его уговорить. Ведь перевоспитание – это перестройка а перестройка всегда трудна и болезненна. Будьте тверды в поставленной цели, но мягки в средствах.
2. Основы урегулирования конфликтов.
Актуальность изучения проблем, связанных с преодалением конфликтности воспитательного взаимодействия, обусловлена потребностями воспитательного процесса, его демократизации и гуманизации. Конфликтная ситуация является всегда экстроординарной, перевод ее в русло продуктивного взаимодействия требует от педагога творческого подхода, высокой коммуникативной компетенции. При обострении межличностнх противоречий, непослушаний детей, многие не видят иного выхода, кроме шкалы наказаний. Хотя культура разрешения конфликтов имеет не только воспитательное, но дидактическое значение. Для того чтобы дать достаточно полную характеристику любому явлению, необходимо изучить комплекс его внутренних и внешних связей, их взаимность. Взрослому приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений – с детьми, их родителями. В регулировании и коррекции нуждается общение с детьми, ибо его доминантной является реализация воспитательных целей, управление развитием детской личности. Специфика конфликта заключается в том, что в нем сталкиваются представители разных социальных групп, обладающих различным статусом. Цель воспитателя заключается не в том, чтобы победить, навязать ребенку свое решение, а наоборот, укрепить его волю и разум, пробудить добрые чувства. Известно, что продуктивное взаимодействие личностей реализуется при условии их сходства и различия. Для возникновения взаимообогащающего диалога необходимы не только общий язык, но и разница в уровне информированности партнеров в предмете общения, своеобразие их взглядов. В общении раскрывается субъективный мир и ребенка, и взрослого, обнажается их личностное своеобразие.
С психологической точки зрения конфликт означает столкновение противоположно напрвленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, мыслей, чувств, знаков поведения. Основные отличия конфликта от противоречия заключается в силе эмоционального накала противостояния, остроте негатиных переживаний взрослого и ребенка – гнева, оскорбленного достоинства, унижения, страха, ненависти и т. п., а потому особой трудности преодоления. Преодоление внутренних и внешних противоречий служит источником личностного совершенствования. По закону диалектики, внутренние противоречия разрешаются через внешние. В свою очередь внешние противоречия имеют свойства трансформироваться во внутренние, порождая состояние психологического дискомфорта и угнетенности. Своевременно разрешенный конфликт позволяет бороться с застоем, самоуспокоенностью взаимодействующих сторон, побуждая к самоанализу, самокритике и в конечном итоге – сплачивая их на основе лучшего взаимопонимания.
Разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществить по следующему алгоритму:
- анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий;
- определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий взрослый – ребенок;
- планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий участников ситуации;
- корректировка результатов воздействия;
- самооценка и мобилизация своих духовных и умственных сил.
Основным разрешением конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон. Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.
Показано, что процесс формирования практической готовности к разрешению конфликтов среди детей носит индивидуально-творческий, поэтапно и системно организованный характер. Содержание и логика этого процесса обусловлена структурными компонентами готовности и соответствующими воспитательными технологиями.